Псковский областной центр семьи

СЕМЬЯ 60 

Сайт для родителей, воспитывающих особенных детей
Псковской области

г. Псков, пл. Ленина д.1. Телефон: 8 (8112) 66-37-49 E-mail: family-center@mail.ru

Консультации психолога

Вопрос родителя: Мой сын нецензурно выражается, часто обзывает меня, ведет себя агрессивно. Что мне делать?

Ответ специалиста: Агрессивное поведение у детей является достаточно распространенной проблемой. Чтобы минимизировать проявления агрессии важно понимать, что именно провоцирует такое поведение у ребенка.

Возможные причины агрессивного поведения:

  1. Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
  2. Семейная ситуация. Агрессия может быть вызвана протестом ребенка против действий и отношений взрослых, семейными конфликтами, отрицательным примером родителей, непониманием родителями ребенка. Также агрессивное поведение может являться способом привлечения внимания.
  3. Неуверенность в себе, отсутствие друзей.
  4. Агрессия может быть результатом неудовлетворенных потребностей ребенка и являться способом удовлетворения потребностей.
  5. Также агрессивное поведение может являться защитной реакцией ребенка.

В Вашем случае стоит уделить особое внимание семейной ситуации и методам воспитания, так как агрессия ребенка направлена в отношении Вас (мамы).
Для коррекции агрессивных реакций родителям необходимо обучать ребенка способам выражения гнева и учить распознавать свои эмоции, в первую очередь на собственном примере.
Также родителям в общении с ребенком важно придерживаться некоторых правил: важно быть внимательными к нуждам и потребностям ребенка, демонстрировать модель неагрессивного поведения, быть последовательными в наказаниях, не применять унизительных наказаний.
Для определения причин и коррекции агрессивного поведения рекомендуется обратиться за очной консультацией к специалистам (невролог, психолог).

Вопрос родителя: Моей дочери 11 лет, она учится в 5 классе, стесняется отвечать у доски. Почему это происходит? Как ей помочь?

Ответ специалиста: Ваша дочь вступает в подростковый возраст, сейчас у нее формируется самооценка, которая зависит теперь не только от отношения в семье, но от мнения окружающих ее сверстников, учителей. Бывает, что раньше активный и бойкий ребенок вдруг в подростковом возрасте становится робким и несмелым. Застенчивость – это, как правило, страх оказаться неуспешным в глазах окружающих. Причем вне школы подросток может проявлять уверенность в себе, а на уроке математики боится отвечать у доски.

Боязнь отвечать у доски может сформироваться по разным причинам:

  1. Вероятнее всего, ребенок когда-то испытал ситуацию неуспеха на этом уроке, возможно, почувствовал себя глупым, униженным. Этому могут способствовать насмешки, неприятные замечания в адрес подростка со стороны учительницы или одноклассников. Как итог, сформировался страх отвечать у доски. В данной ситуации важно в доброжелательной манере поговорить с ребенком, понять первопричину такого поведения. Спросить, когда впервые, на каком уроке проявился этот страх? Какие отношения с учителями, с одноклассниками?
  2. Возможно, Вы слишком строги с дочерью, ругаете ее за плохие оценки, и поэтому она избегает проявлять себя на уроках.
  3. Также причиной страха может быть робкий характер, но тогда застенчивость проявляется и в других сферах – в общении со сверстниками, например.

Таким образом, сначала нужно выявить причину страха, а затем действовать. Одним из путей преодоления страха отвечать у доски – это делать, то, чего боишься – как можно чаще отвечать у доски. Тогда сформируется полезный навык, и страх пройдет.
Если у Вас остались переживания по данному вопросу, стоит проконсультироваться с психологом.

Вопрос родителя: Мой ребенок – младший школьник. Он всего боится: заводить новых друзей, общаться с ровесниками, попросить о чем-то. Ему очень непросто среди людей. Как ему помочь?

Ответ специалиста: Страх социальных контактов обычно не появляется просто так. Страх знакомства с новыми людьми, трудности построения и поддержания общения, а также любые тревоги, связанные с нахождением в социуме, зачастую берут начало из собственной семьи ребенка. Уже в дошкольном возрасте у детей имеется определенный запас знаний о людях и способах взаимодействия с ними.

Насколько позитивными будут взаимодействия с окружающими, зависит от следующих факторов:

  1. Во-первых, благополучная обстановка в семье. Любовь, взаимоуважение и поддержка среди членов семьи не только улучшают эмоциональное состояние детей, но и способствуют развитию у них навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в целом;
  2. Во-вторых, на успешную адаптацию в социуме огромное влияние оказывает уверенность ребенка в себе. Знание своих сильных сторон и принятие слабых, способность попросить помощи, защитить свои личные границы – всему этому ребенок учится в семье. Когда родитель ценит ребенка и любит его безусловно, искренне интересуется тем, что ему нравится, а что не нравится, принимает особенности характера, это помогает становлению гармоничной личности и самооценки;
  3. Наконец, стоит помнить о том, что ребенок младшего школьного возраста только начинает овладевать навыками взаимодействия с людьми. Есть дети от природы очень общительные и активные, которым социализация дается гораздо легче. А есть дети неконтактные. Здесь важно не сравнивать ребенка с другими детьми. Постарайтесь принять его таким, какой он есть. Благодаря этому ребенок научится любить и ценить себя, что только положительно повлияет на его коммуникативные способности.

Вопрос родителя: Мой муж и сын (16 лет) постоянно ссорятся, уже полгода не разговаривают друг с другом. Что мне делать?

Ответ специалиста: Исходя из данной ситуации, Вам следует всей семьей обратиться за консультацией к психологу или в службу медиации, так как для разрешения конфликта необходимо участие всех его сторон.

При этом важно понимать, что Ваш сын сейчас находится на границе подросткового и юношеского возраста. Подростковый возраст обычно характеризуется бурными эмоциональными реакциями, вспыльчивостью, упрямством. У подростков выражено желание быть независимыми от семьи, авторитет родителей снижается, при этом возрастает авторитет сверстников и потребность быть принятыми группой сверстников. На этом фоне могут возникать конфликты с родителями. В юношеском возрасте основными задачами являются осознание своей индивидуальности, самоопределение и выбор будущей профессии. Что также может вызывать у ребенка различные переживания. Возможно, обострение конфликтов Вашего сына с отцом связано с острыми переживаниями ребенком возрастных особенностей и изменений.

Чтобы сгладить переживания и реакции ребенка, родителям нужно научиться меньше контролировать его жизнь (при этом оставаясь внимательными к его состоянию и его проблемам), допускать некоторые сферы, за которые ребенок сам несет ответственность. Учиться слушать и слышать ребенка, когда он чем-то делится с родителями, не бросаясь оценивать и критиковать его поведение, его мысли. Принять то, что у ребенка уже есть собственное мнение, и оно может отличаться от мнения родителей. При этом не стоит забывать, что ребенок все также нуждается в любви и поддержке со стороны родителей.

Вопрос родителя: Мой сын иногда ведет себя агрессивно, даже ломает мебель. Что делать?

Ответ специалиста: Подростковый возраст является кризисным периодом в жизни человека, в это время происходит множество изменений, которые зачастую сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. Это и физиологические изменения, которые подросток ощущает в своем теле (активный рост, половое созревание, гормональная перестройка), и изменения в семейных взаимоотношениях (подросток пытается занять место наравне со взрослыми в семейной иерархии). Ведущей потребностью подросткового возраста является общение со сверстниками, поэтому конфликты со сверстниками также вызывают сильные переживания. Помимо перечисленного, часто ситуация обостряется предстоящими экзаменами и необходимостью принимать решения, выбирая свое будущее (образовательное учреждение, профессию). Безусловно, все это вызывает различные переживания, с которыми порой очень трудно справиться.

Советы для родителей:

  1. Чтобы снизить проявления агрессии, родителям необходимо пересмотреть методы воспитания: уделять подростку внимание, поддерживать его, при этом позволяя иметь собственное пространство и самостоятельно принимать решения там, где это возможно (выбирать круг общения, интересы и т.д.). Важно не допускать применения насилия в семье, как в отношении подростка, так и в отношениях других членов семьи.
  2. Важно помочь подростку научиться справляться с чувствами и переживаниями. Следует научить подростка контролировать себя и выражать эмоции безопасно для себя и окружающих. Например, с помощью спорта, дыхательных техник и др.
  3. Важно помнить о том, что подросток нуждается в поддержке и понимании со стороны взрослого, в объективной похвале. При этом необходимо понимать, что причины агрессивного поведения могут быть разнообразны. Чтобы рекомендации соответствовали истинной причине такого поведения – необходима консультация психолога.

Вопрос родителя: Моей дочери 16 лет. Бросил парень. Это ее первые отношения, дочка была по-настоящему влюблена. Как правильно поддерживать ребенка в этот период?

Ответ специалиста: Первая в жизни влюбленность у большинства людей случается именно в подростковом возрасте. В такой непростой период, полный всевозможных эмоциональных переживаний, особенно тяжело переносятся неудачи и потери. В особенности, если дело касается социальной сферы, а именно дружеских и любовных отношений. Каким бы «взрослым» не считал себя подросток, ему как никому другому необходима поддержка, понимание и принятие родных и близких.

Советы для родителей:

  1. Постарайтесь отнестись к переживаниям подростка со всей серьезностью. Многим взрослым трудности детей кажутся не столь значительными, нежели у них самих. Однако не стоит забывать, что для ребенка его проблемы очень важны, эмоции, которые он испытывает, по-настоящему сильные и значимые.
  2. Поощряйте проявления переживаемых чувств и эмоций подростка. Грусть, обида, злость, плач – все это имеет место быть в случае расставания с любимым человеком. Очень важно, чтобы ваш ребенок отреагировал все свои эмоции, а не подавлял их. Утешительные слова, такие как «не плачь», «все будет хорошо», «ты достоин лучшего» и т.п., не только не помогают ситуации, но и препятствуют процессу переживания потерь.
  3. Будьте открыты к разговору. Если подросток готов поговорить с вами, постарайтесь выделить для этого время. Не стоит давить на ребенка, если он не хочет обсуждать волнующую его ситуацию. Просто напомните ребенку в мягкой, ненавязчивой форме, что вы всегда рядом и готовы выслушать его, поддержать.
  4. И, конечно же, не пренебрегайте помощью специалистов. В том случае, если вы наблюдаете ухудшение состояния подростка (плохой аппетит и сон, резкое и стойкое снижение школьной успеваемости, потеря интереса к любимым хобби и общению), обязательно обратитесь к психологу.

Вопрос родителя: Моему сыну 16 лет, в последнее время он стал рассеянным, все забывает, снизилась учебная успеваемость. Я переживаю, что он не поступит в институт.

Ответ специалиста: В возрасте 16 лет подросток вступает в период юности. Меняется основной вид деятельности. Если в подростковом возрасте в приоритете было общение со сверстниками, то в период юношества на первый план выходит ориентация на учебу и мысли о будущей профессии. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений. Часто именно в этом периоде меняется круг друзей, появляются новые увлечения, возникает первая влюбленность.

Если юноша становится более рассеянным, ведет себя необычно, возможно, появились какие-то внутриличностные проблемы, а может быть, и новые увлечения (например, Ваш сын влюбился, и ему сейчас не до учебы).

На этом этапе родителям необходимо быть другом своему ребенку, строить с ним доверительные отношения. Поговорите с сыном, в мягкой форме выразите свою озабоченность снижением его успеваемости. Возможно, он расскажет Вам о причине происходящего. Не стоит быть слишком категоричными и требовательными. Важно рассказать о реальных последствиях его поведения, но ни в коем случае не нужно сгущать краски, угрожать и прибегать к манипуляциям. Разговор должен строиться в приятной, дружеской манере. Необходимо принимать тот факт, что у юноши могут быть свои цели и планы на жизнь, и получение высшего образования вполне может не являться его приоритетом. С любыми желаниями сына необходимо считаться. Родители могут посоветовать, подсказать, поделиться собственным опытом, но не нужно требовать неукоснительного исполнения своих желаний.  

Если у Вас остались переживания и беспокойство по данному вопросу, стоит проконсультироваться с психологом.  

 

Вопрос родителя: Моим сыновьям  9 и 15 лет. Дома постоянно конфликтуют и ссорятся друг с другом. Как помочь им наладить взаимоотношения?

Ответ специалиста: Конфликты между братьями и сестрами присутствуют в большинстве семей. Нередко ситуация обостряется, когда один ребенок старше другого на два года или больше. Как правило, связано это с различием интересов, ценностей, приоритетов, обязанностей. Помимо этого, на умение детей выстраивать коммуникацию в значительной степени влияет то, как это делают сами родители.

Советы для родителей:

  1. Разрешите детям чувствовать негативные эмоции. Злость, обида, страх, ревность, грусть, вина – эти чувства также естественны для людей, как и все остальные. Не стоит обесценивать то, что чувствует ребенок, а тем более наказывать за проявление негативных эмоций друг к другу. Личность детей еще только начинает формироваться, и умение принимать и выражать собственные чувства очень важно для психологического благополучия каждого человека.
  2. Помогайте детям разобраться в их конфликте. Чтобы понять, что именно не устраивает каждого ребенка и прийти к компромиссу, стоит выслушать каждую сторону, а также донести позиции детей друг до друга. Важно сохранять спокойствие и доброжелательность. Таким образом, вы учите детей понимать и уважать друг друга, а также лучше понимать других людей, договариваться с ними.
  3. Любите и поддерживайте детей в одинаковой степени. Когда родитель выделяет лишь одного ребенка своим «любимчиком», это оказывает разрушительное воздействие не только на другого ребенка, но и на всю семью в целом. Со временем это может привести к еще большим конфликтам и проблемам.
  4. И, наконец, очень важно следить за тем, чтобы в семье в целом преобладала гармония, взаимопонимание, уважение, поддержка. Ведь дети научаются способам взаимодействия с людьми именно на примере собственных родителей.

Вопрос родителя: Моему сыну 14 лет, он бросает все свои начинания (увлечения, хобби, кружки). Быстро теряет интерес к любой деятельности и разочаровывается в себе. Как ему помочь?

Ответ специалиста: Каждый человек стремится найти себе любимое занятие или увлечение, где он сможет наполняться положительными эмоциями, восстанавливать свою энергию, а может и вовсе овладеть новым видом деятельности. Однако часто бывает, что прежде, чем понять, к чему лежит душа, нам приходится перепробовать множество видов досуга. Ситуация особенно осложняется в подростковом возрасте. С одной стороны, подросток начинает лучше узнавать себя и свои возможности, а с другой, в силу ограниченности жизненного опыта, пробовать все подряд, особенно то, что популярно или модно.

Советы для родителей:

  1. Первым делом, важно понять: то, чем занимается ребенок, является его собственной инициативой или продиктовано чужими советами, модой? Любой интерес рано или поздно угаснет, если он не исходит от самого человека.
  2. Если подросток сам выбрал увлечение, стоит дать ему понять, что даже самое интересное и приятное хобби не всегда будет идти легко, без ошибок и трудностей. Особенно в самом начале. Овладение новыми умениями и навыками требует времени, преодоления препятствий, в том числе и неуверенности в себе. Все когда-то были новичками.
  3. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите даже самые незначительные достижения, ведь поддержка – это одно из ключевых моментов успеха. Позитивный эффект может оказать демонстрация своего хобби и его результатов, например, в социальных сетях.
  4. Нередко бывает так, что человек имеет предрасположенность, интерес сразу к нескольким видам деятельности. Из-за этого подросток может теряться в выборе, думая, что должен остановиться на чем-то одном. Дайте ему понять, что увлекаться разными занятиями – абсолютно нормально, что это характеризует личность как многогранную и должно восприняться ребенком, как его достоинство и повод для гордости.

Вопрос родителя: Моей дочери 15 лет, я заметила, что приблизительно год назад она начала полнеть, она много ест, стала замкнутой и переживает из-за своего веса, но похудеть никак не может. С чем это может быть связано?

Ответ специалиста:  15 лет – это возраст, когда организм растет, меняется гормональный фон, поэтому следует пройти медицинское обследование и исключить наличие заболеваний, которые могут влиять на изменение веса.

Если же подросток здоров, то переедание и лишний вес могут быть вызваны психологическими причинами. Например, подростковый возраст – это возраст взросления и самоутверждения. Главным для подростка становятся его взаимоотношения со сверстниками, признание в коллективе. Он начинает задаваться вопросом, кто он, для чего живет в этом мире и т.п. Любые неудачи, переживания в этой сфере могут спровоцировать нарушение контроля над приемом пищи.

Важно обратить внимание на обстановку и взаимоотношения в семье, с матерью. Возможно, в семье слишком высок контроль либо наоборот, родители эмоционально холодны и занимаются своей жизнью, нет доверительных отношений между родителями и подростком, родители пропагандируют запрет на эмоции, не придают значения подростковым проблемам. Зачастую взрослым кажется, что детская проблема пустяковая, и мы говорим ребенку: не волнуйся, это ерунда, тем самым обесценивая его эмоции и чувства. Но для  подростка эта проблема вовсе не кажется ерундой, он переживает ее по-настоящему. Таким образом, ребенок остается один на один со своим переживанием и в силу возраста не может справиться с эмоциями, бессознательно выбирая пищу для защиты от страха и стресса. Вследствие этого затрудняется контроль над употреблением пищи, ребенок набирает вес.

В таких ситуациях родителям важно быть другом для своего ребенка, интересоваться его жизнью, научить его проживать эмоции, справляться с трудностями. Важно показать ребенку, что эмоции можно выражать безопасным способом. Подумать о том, чем нравится заниматься ребенку, помочь организовать его досуг.

При подозрении на психологические проблемы у ребенка необходимо проконсультироваться с детским психологом.

Вопрос  родителя: Моему ребенку 10 лет, у него нет друзей, даже в школе. В чем причина?

 Ответ специалиста: Способность создавать и поддерживать дружеские взаимоотношения, как одна из естественных потребностей психики, закладывается у ребенка с раннего детства. С каждым годом понимание дружбы у человека становится все глубже, сложнее, приобретает все новые условия и критерии, для каждого сугубо индивидуальные. Но почему кто-то умеет заводить друзей, а кому-то это удается с трудом или не выходит вовсе?

Следующие психологические причины могут мешать ребенку строить дружеские отношения:

  1. Недоверие. Основой любых взаимоотношений является способность доверять другим людям, быть открытым, не боятся проявлять настоящего себя. Дети учатся доверию в своих первых значимых отношениях – с родителями, в особенности – с матерью. Если здесь возникают проблемы, им крайне сложно доверять людям в целом. Безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, поддержка, отсутствие физического и психологического насилия – все это не только способствует благоприятному развитию личности ребенка, но и укрепляет его доверие к родителям, а заодно и к другим людям.
  2. Неуверенность в себе также является для ребенка ограничивающим фактором на пути построения близких дружеских связей. Когда родители адекватно принимают своего ребенка как личность, с ее достоинствами и недостатками, тем самым они учат его любви и уважению к самому себе. Это помогает детям в общении, построении близких доверительных отношений.
  3. Пример родительской семьи. В случае, когда сами родители ведут достаточно замкнутый образ жизни, а весь круг их общения ограничивается родственниками, ребенок берет с них пример, чем заметно обедняет собственную жизнь.
  4. Еще одной частой причиной может являться травмирующий опыт в прошлом. Ссора или предательство близкого друга, насмешки сверстников, переход в другую школу или переезд в другой город, страну – все это сильно отражается на картине мира ребенка, подрывая его самооценку, доверие к людям и миру. Если поддержка семьи не помогает, стоит обратиться за помощью к специалисту. Психолог поможет ребенку разобраться с его переживаниями, отпустить груз прошлого, чтобы двигаться в будущее.

Вопрос родителя: Моей дочери 10 лет. Мы недавно развелись с мужем, я перевела дочь в другую школу в связи с переездом, она стала плохо учиться. Как повлиять на дочь, чтобы она больше занималась учебой, исправила оценки?

Ответ специалиста: Ваша дочь, скорее всего, находится в стрессовом состоянии.

Во-первых, недавний развод родителей. Как бы спокойно он не протекал, для ребенка это сильное эмоциональное потрясение, ведь рушится его привычный мир.

Во-вторых, переезд на новое место жительства и переход в другую школу. Ребенок оказался в новой, непривычной для него ситуации, нарушились старые дружеские связи. Необходим определенный период, чтобы ребенок привык к новым условиям, подружился с новым коллективом, занял в нем свое место, привык к новым учителям. В зависимости от темперамента, склада характера, одни дети легче адаптируются к новым условиям, другие труднее и им нужно немного больше времени.

Процесс приспособления к новым условиям требует сил и, поэтому, часть энергии, которая раньше тратилась на учебу, сейчас уходит на адаптацию. Это и является причиной неуспеваемости, особенно у тех детей, которым учеба дается с трудом.

В этот период ребенок особенно нуждается в Вашей поддержке. Ни в коем случае не надо критиковать и наказывать ребенка, поверьте, он сам заинтересован получать хорошие оценки, но сейчас у него это не получается. Будьте другом своему ребенку, скажите, что Вы любите его несмотря ни на что, скажите, что Вы понимаете его трудности и готовы поддержать его, что верите – он справится. Следите за режимом труда и отдыха, чтобы ребенок не переутомлялся, хорошо высыпался, питался, много бывал на свежем воздухе.

При необходимости проконсультируйтесь с психологом.  

Вопрос родителя: Моей дочери 16 лет, ребенок много времени отдает учебе, из-за желания успеть везде и добиться высоких результатов, я наблюдаю у нее усталость, жалобы на самочувствие. Понимаю, что это связано с перегрузкой. Как мне не пропустить сигналы о переутомлении?

Ответ специалиста: Увеличение школьной нагрузки, подготовка к контрольным и проверочным работам, экзаменам и т.п. способствует переутомлению ребенка, может приводить к стрессу.

Родители могут заметить следующие признаки переутомления:

  1. Беспокойный, прерывистый сон. Ребенок долго не может заснуть, а утром не может проснуться.
  2. По причине повышенной тревоги может наблюдаться как увеличение, так и снижение аппетита.
  3. Частые простудные заболевания, регулярные повышения температуры тела.
  4. Жалобы на постоянную усталость, быстрая утомляемость даже при выполнении легких заданий.
  5. Вялость, ухудшение памяти, невнимательность.
  6. Плаксивость, вспышки агрессии, беспричинная обидчивость.

Если вы заметили у ребенка хотя бы один из этих признаков – это повод записаться к подростковому врачу, чтобы исключить заболевания, сопровождающиеся такими симптомами. Если по результатам медицинского обследования ребенок соматически здоров, то в этом случае рекомендуем обратиться к психологу или психотерапевту.

Вопрос родителя: Моему сыну 7 лет, он не любит читать. Как привить любовь к чтению?

Ответ специалиста: Многие родители жалуются, что их дети не любят читать. Причины этому могут быть разные, рассмотрим некоторые из них:

  1. Несформированность навыка чтения. Чтение даже самой интересной и захватывающей книги не приносит ребенку никакого удовольствия, потому что является для него трудной работой, требующей большой концентрации внимания. В этом случае не стоит заставлять ребенка читать больше 3-5 минут в день, лучше поискать интересные упражнения для развития навыка чтения, которые можно проводить в игровой форме, почитать ребенку вслух. Можно обратиться за консультацией к логопеду.
  2. Неразвитость воображения. Если с раннего возраста ребенку мало читали, он не научился самостоятельно представлять себе героев и события, о которых ведется повествование. Нарисованный собственным воображением сюжет выглядит совсем не так ярко, как готовый современный мультик или фильм. Если ребенку скучно и непонятно, попробуйте почитать с ребенком книги по его любимым фильмам или мультфильмам. Так его будет проще заинтересовать.
  3. Ребенка заставляют читать. Часто ребенок не хочет читать именно потому, что его заставляют. Взрослые надеются, что со временем ребенок сам увлечется предложенной ему интересной книгой и полюбит чтение. Но ребенок воспринимает чтение как наказание и злится на родителей. Что делать? Предлагать, а не заставлять. Ориентироваться не только на книги, которые вам нравились в его возрасте, но и на интересы ребенка.

Прививая любовь к чтению, следует помнить, что очень замечательно, когда ребенок любит читать. Но намного важнее то, какие именно книги он читает, чему учат эти книги, какие идеи и знания он приобретает в процессе чтения.

Вопрос родителя: Возраст моего сына 2 года 7 месяцев, он боится посторонних людей, других детей. Что делать?

Ответ специалиста: Страх посторонних людей часто встречается у детей раннего возраста. Обычно он появляется в возрасте около одного года, это связано с тем, что ребенок начинает различать знакомых и незнакомых людей. Если данный страх задержался надолго и мешает ребенку –  важно обратить на это внимание.

Причины данной проблемы могут быть разные. В первую очередь родителям нужно обратить внимание на свое собственное состояние, на собственные страхи и переживания. Восприятие мира родителями отражается на поведении ребенка. Если мама воспринимает посторонних людей как опасных для ребенка, испытывает различные страхи во время прогулки, то высока вероятность того, что ребенок будет отзеркаливать переживания мамы. В таком случае родителям важно справиться с собственными эмоциями или обратиться к психологу для работы со своими страхами.

Вторая возможная причина может быть в неудачном опыте самого ребенка. Нужно постараться вспомнить в какой момент начался или усилился данный страх, с какими событиями он может быть связан. Возможно, ребенка в прошлом напугал посторонний человек (резким звуком, странным поведением и т.п.). В данном случае пережить ребенку негативный опыт может помочь психолог и поддержка родителей (помощь в ситуациях общения, эмоциональная поддержка, собственный позитивный пример).

Также причина такого поведения может скрываться в семейной ситуации. Нужно обратить внимание на постоянство страха. Всегда ли он выражен в одинаковой степени или нет. Если выраженность страха меняется (страхи то усиливаются, то утихают), скорее всего, это связано с семейной ситуацией. Тогда стоит обратить внимание на то, что происходит в семье во время усиления страхов ребенка. В таком случае, разрешение семейных проблем поможет улучшить состояние ребенка.

Еще одной причиной данной проблемы могут быть индивидуальные особенности ребенка, особенности его характера. В таком случае обучать ребенка взаимодействию с другими людьми нужно не спеша, учитывая его особенности и потребности.

Вопрос родителя: Как правильно организовать свободное время школьника во время каникул?

Ответ специалиста: Для того чтобы ребенок провел свои каникулы не только с удовольствием, но и с максимальной пользой для тела и духа, важно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Первым делом, стоит поинтересоваться у самого ребенка, чем он хотел бы заняться. Тем самым вы сузите круг потенциальных мероприятий для организации полезного досуга, а заодно будете точно знать, что ребенок ими точно заинтересуется.
  2. Для школьников полезно организовывать совместные творческие занятия: рисование акварелью, лепка из пластилина или глины, вышивка бисером, собирание конструкторов, мозаики. Включая творческую активность в досуг ребенка, вы помогаете ему развивать воображение, мелкую моторику рук, концентрацию внимания и усидчивость, не отрывая от приятного занятия.
  3. Во время каникул ребятам можно предложить чтение книг, а также совместный просмотр кино и мультфильмов с жизнеутверждающим, позитивным уклоном. В процессе обсуждения книги или кинокартины у ребенка развивается рефлексия, способность наблюдать и замечать разные детали, видеть ситуацию со всех сторон, а также лучше понимать себя и других людей.
  4. Стоит договориться с ребенком о соблюдении правильного режима дня. Во время каникул у детей нередко нарушаются естественные биоритмы, что сказывается на их самочувствии, настроении, активности. Поэтому на период долгих выходных как никогда важно придерживаться расписания сна и бодрствования, питания, прогулок на свежем воздухе, физической активности. Это способствует поддержанию энергии и здоровья на достаточном уровне.
  5. И наконец, особенно важно выделять время для разговоров по душам в семейном кругу. Взаимопонимание, любовь и поддержка для ребенка – одни из самых главных ресурсов в его жизни.

Вопрос родителя: Как развивать ответственность у ребенка?

Ответ специалиста: Ответственность – это социальный навык, когда человек отвечает или готов отвечать за что-то (или кого-то), учитывая возможные последствия. Важно понимать, на что мы можем и должны влиять, а на что только зря потратим время и силы. Умение осознавать свою ответственность, брать и, что немало важно, нести ее закладывается еще в раннем детстве (с 3 лет).

Советы по воспитанию ребенка, развитию навыков ответственности, необходимых для полноценной личности:

  1. Прежде всего, давать ребенку эту ответственность. С детства поощряйте ребенка брать умственную и физическую нагрузку, посильную его возрасту. Разрешите ребенку совершать ошибки или делать что-то неидеально, ведь это тоже опыт. И, конечно же, хвалите за хороший результат.
  2. Во-вторых, помогайте ребенку тренировать навык решения проблем. Многие жизненные ситуации, через которые человек еще не проходил, могут пугать его, вселять неуверенность. И это абсолютно естественно и нормально. Вовлекая своего ребенка в совместное обсуждение различных житейских задач (оплата счетов, покупки, планирование путешествия и т.д.), Вы показываете ему, что все преодолимо и решаемо.
  3. Для старшего подростка (от 16 лет) очень полезно поощрять летнюю подработку. Таким образом, к окончанию школы у ребенка уже сформируется представление труда и вознаграждения за него, а также он будет лучше понимать собственные возможности и ограничения, что только позитивно может сказаться на выборе высшего учебного заведения и работы.
  4. И наконец, по мере взросления ребенка постепенно увеличивайте его повседневную ответственность (самостоятельная уборка в своей комнате, поход за продуктами, присмотр за младшими братьями\сестрами и т.д.).

Один из важных моментов – дать понять взрослому ребенку, ставшему совершеннолетним, что теперь он сам отвечает за свою жизнь. Даже если это невозможно сразу, продолжайте уверенно удерживать данную позицию. Ведь ответственность за самого себя – один из важнейших навыков взрослого человека.

Вопрос родителя:  Я очень боюсь заболеть COVID-19, постоянно тревожусь и часто срываюсь на своего ребенка. Как справляться со страхами и сохранять спокойствие в ситуации пандемии?

Ответ специалиста: Ситуация пандемии вызывает стресс как у взрослых, так и у детей, сказываясь на психическом здоровье. Все дело в том, что такая обстановка актуализирует различные переживания и страхи. Центральным является страх смерти, который может не осознаваться. Также наслаиваются страхи за здоровье близких людей, переживания за материальное состояние, чувство неуверенности в завтрашнем дне и др. Важно понимать, что все эти переживания являются нормальной реакцией на внешние обстоятельства.

Но если переживания достигают такой силы, что вызывают у Вас постоянный дискомфорт, Вам трудно держать себя в руках и Вы срываетесь на ребенке  – важно найти способы справляться с эмоциями:

  1. Нужно исключить факторы, которые негативно влияют на ваше состояние. Чаще всего это поток разнонаправленной информации (СМИ, социальные сети, знакомые). Необходимо ограничивать потребление новостей, вызывающих чувство тревоги, и использовать для получения информации надежные источники.
  2. Нужно позволять себе выражать эмоции, например, с помощью творчества.
  3. Важно пополнять свои ресурсы, находить время для деятельности, которая приносит удовольствие, находить время для получения новых приятных впечатлений.

Также ситуация пандемии может влиять и на эмоциональное состояние Вашего ребенка, он тоже может бояться или тревожиться. Поэтому очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком. Проявлять внимание, заботу и понимание.

Если самостоятельно не удается справиться с переживаниями и нормализовать отношения с ребенком, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.  

Вопрос родителя: Как объяснить ребенку, зачем нужно ходить в школу?

Ответ специалиста: Многие дети искренне не понимают, зачем им нужно учиться именно сейчас, а не когда-то потом, в 9-м классе, когда придет время получать аттестат, принимать решения по поводу будущей профессии. Между тем именно сейчас обучение в школе требует от детей много сил и времени, ради выполнения домашнего задания им приходится отказываться от игр и общения с друзьями.

Отношения с родителями также могут серьезно пострадать из-за плохих оценок, что влечет за собой наказания и дополнительные «лишения» и запреты. Само слово «школа» вызывает все больше негативных эмоций, желание учиться совсем пропадает. А ведь от желания самого ученика прилагать усилия и зависит во многом успех его учебной деятельности. Поэтому необходимо помочь ребенку найти его собственную, важную для него мотивацию тратить свои силы и время на учебу, ту деятельность, которую он воспринимает как бессмысленную и бесполезную муку.

Зачем учиться?

  1. Учеба в школе развивает мыслительные способности. Можно провести аналогию со спортом. Не тренируешься – не станешь сильным и ловким. Не думаешь – не станешь умным.
  2. Кроме того, отвечая у доски, ребенок получает опыт публичных выступлений, который можно анализировать и улучшать свои коммуникативные навыки.
  3. Получение новых знаний расширяет кругозор, помогает понять, к чему у ребенка есть способности и интерес, определить свои сильные и слабые стороны, выявить склонности и способности, чтобы впоследствии правильно выбрать будущую профессию.
  4. В школе дети не только получают знания, но и учатся справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Выполняя скучные задания, можно успешно развивать силу воли, исправляя плохую оценку – научиться грамотно, относиться к своим ошибкам, от которых никто не застрахован.

Есть и другие варианты ответа на этот вопрос, которые Ваш ребенок сможет найти с вашей помощью или с помощью специалиста, и тогда учеба действительно обретет для него смысл!

Вопрос родителя: Моему сыну 14 лет, он не слушается. Что делать?

Ответ специалиста: Подростковый возраст является трудным этапом, как в жизни ребенка, так и в жизни его родителей. Безусловно, подростковый возраст не всегда сопровождается конфликтами в детско-родительских отношениях, но он всегда характеризуется изменениями в отношениях между ребенком и родителями.

Подростки стремятся к независимости и самостоятельности, хотят, чтобы все относились к ним как к взрослым, претендуют на равноправные отношения с взрослыми, хотят принимать самостоятельные решения. Поэтому вмешательство взрослых в свою жизнь подростки воспринимают негативно. Также стоит отметить, что референтной группой для подростков являются их сверстники, и потребность быть принятым группой, быть в группе сверстников выходит на первой план, и это нормально для подросткового возраста.

Но, несмотря на все эти особенности, подростки все также нуждаются в любви и поддержке со стороны родителей. При этом важно понимать, что невозможно, да и не нужно брать под контроль всю жизнь своего ребенка.

Важно воспитывать в ребенке ответственность за последствия своих поступков, при этом не злоупотреблять критикой и контролем.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит в первую очередь от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Вопрос родителя: Как воспитать психически здорового и счастливого ребенка?

Ответ специалиста: У каждого из нас свое понимание «счастья». Психологи определяют его как «удовлетворенность своей жизнью и ее сферами: семья, работа, досуг и т.д.». То, насколько все эти сферы будут успешными, во многом зависит от здоровья психики человека. Поэтому важно уже с раннего детства соблюдать определенные правила при воспитании ребенка, дабы его развитие было полноценным, вот некоторые из них:

  1. Вопервых, безусловная любовь. Важно любить ребенка не за его высокие оценки и достижения, а просто за то, что он есть. В каких бы материальных благах и комфорте не рос человек (хотя это, безусловно, важно), на его психическое и духовное развитие сильно влияет искренняя родительская любовь.
  2. Также большую роль играет принятие и уважение личности ребенка. Дети бывают разные: тихие и медлительные, шумные и активные, творческие или же любители точных наук. Если вы принимаете особенности характера своего ребенка, а также находите его способностям и талантам применение (кружки, секции и т.д.) – это залог того, что в будущем ребенку будет проще найти свое место в жизни.
  3. Умение родителя слушать и слышать ребенка позитивно влияет на его психику. Позвольте своему чаду совершать маленькие, безопасные для него и окружающих выборы (одежда в магазине, завтрак и т.д.). Тем самым ребенок научится не только брать на себя ответственность, но и лучше понимать свои потребности и интересы, что очень важно для развития полноценной личности.
  4. Важно давать возможность ребенку проявлять свои чувства, а не подавлять их. Помогая ребенку распознавать его эмоции в тот или иной момент («Сейчас ты чувствуешь грусть\обиду\радость и т.д.»), вы учите его распознавать свои чувства и, что самое главное, вовремя отреагировать их, не накапливая (это касается негативных эмоций). Таким образом, психика ребенка остается крепкой и стабильной. Вместе с тем полезно разделять с детьми их чувства с помощью доверительного разговора.
  5. И, конечно же, особое значение имеет эмоциональное состояние самих родителей. Воспитание детей – нелегкий труд, требующий большого ресурса. Помните о собственном здоровье и восполняйте внутренние силы своевременным отдыхом, любимыми хобби, общением с друзьями и членами семьи.

Вопрос родителя: Мы разводимся с мужем, как себя вести, чтобы не травмировать ребенка?

Ответ специалиста: Развод – это стресс для всех членов семьи. Жизнь каждого члена семьи меняется, меняются взаимоотношения и роли супругов. Ситуация развода обычно сопровождается сильными переживаниями, которые являются препятствием для конструктивного разрешения возникших споров.
Детьми ситуация развода переживается особенно трудно. Зачастую ребенок винит себя в том, что происходит в семье. Поэтому помощь родителей нужна и важна для ребенка в этот период.

Как вести себя родителям при разводе, чтобы не травмировать ребенка:

  1. Когда супруги приняли твердое решение о разводе, необходимо в спокойной обстановке сообщить ребенку об этом.
  2. Важно разговаривать с ребенком. Нужно стараться честно и спокойно отвечать на все его вопросы.
  3. Нужно постараться исключить выяснения отношений при ребенке.
  4. Нельзя манипулировать ребенком в отношениях с уже бывшим супругом/супругой, запрещать ему видеться с отцом или матерью.
  5. Нельзя настраивать ребенка против второго родителя. Как бы ни складывались отношения между супругами, их не нужно переносить на ребенка.
  6. Нельзя использовать в речи такие фразы как «папа плохой», «мама тебя не любит», «ты ему не нужен» и т.д. Это может травмировать ребенка. Ребенку важно знать, что мама и папа любят его одинаково сильно.

Важно понимать, что это общие рекомендации. Реакции ребенка на развод зависят от его возраста и конкретной семейной ситуации.

Вопрос родителя:
Что такое кризис 7-и лет? Как он проявляется у ребенка?

Ответ специалиста:
Кризис 7-и лет у ребенка связан с его переходом на следующую ступень взросления: дошкольник становится школьником.

Ребенок приобрел новую социальную позицию и считает, что имеет теперь полное право вести себя как взрослый, поэтому одна из главных проблем этого возраста – непослушание.

Ребенок стремится подражать взрослым, может начать заискивать перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах, больше стремится общаться со старшими детьми, часто в качестве авторитета выбирая ребенка с нехорошим поведением. Также ребенок начинает сравнивать себя с другими, часто недооценивая свои возможности, становится вспыльчивым, раздражительным, рассеянным, быстро утомляется.

В поведении может появляться кривляние, наигранность, неестественность эмоциональных реакций. Это связано с утратой детской непосредственности и с развитием произвольности поведения. Результатом такого рода изменений станет обретение собственной позиции, своего мнения, ребенок научится действовать по собственной воле в различных жизненных ситуациях.

 

Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности кризисного возраста родителям следует пересмотреть свою позицию в общении с ребенком: чаще интересоваться его мнением и учитывать его, научить аргументированно отстаивать свою позицию, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Вопрос родителя:
Почему мой ребёнок-дошкольник часто испытывает различные страхи?

Ответ специалиста:
Существует несколько причин возникновения страхов у ребёнка в дошкольном возрасте.

  1. Конкретный случай, который напугал ребёнка (укусила собака, застрял в лифте). В данном случае развитие стойкого, заметного окружающим, страха у ребёнка во многом зависит от наличия таких особенностей характера, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.
  2. Внушённые страхи. Часто ребёнка больше пугает не сама ситуация, а реакция на неё окружающих. Если кто-то из взрослых слишком эмоционально предупреждает ребёнка об опасности (Не ходи – упадёшь!; Не бери – обожжёшься!), ребёнок воспринимает только вторую часть фраз. (Упадёшь! Обожжёшься!) Он пока ещё не понимает, что именно ему грозит, но уже чувствует сильный страх, который может закрепиться и зафиксироваться на всю жизнь.
  3. Детская фантазия. Ребёнок нередко сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребёнок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к заметным последствиям.
  4. Внутрисемейные конфликты. Очень часто ребёнок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
  5. Взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребёнка, вполне вероятно, что он боится быть униженным или отвергнутым. Также возможно психическое заражение страхами внутри детского коллектива.
  6. Невроз. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребёнка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

У детей старшего дошкольного возраста появление и проявление страхов ещё не являются устойчивой чертой характера, и поддаётся коррекции. Важно вовремя определить и устранить причину их возникновения и при необходимости обратиться к психологу.

Вопрос родителя:
Что такое «кризис 3 лет»? Как он проявляется?

 Ответ специалиста:
Кризис 3 лет – это кризис социальных отношений. В этом возрасте происходит отделение ребенка от близких взрослых. Появляющиеся в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» становятся осмысленными. Появляется новая форма личного сознания, которую отражает фраза «Я сам!».

Основные симптомы, свидетельствующие о наступлении кризиса 3 лет:

  1. Ребенок стремится сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственными желаниями. Он отказывается просто потому, что его об этом попросили.
  2. Ребенок упрямится, настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал. Он связан своим первоначальным решением.
  3. Ребенок выступает в целом против норм воспитания и образа жизни, который сложился до трех лет, отказывается соблюдать режим. С помощью скандалов и истерик пытается добиться, чтобы было так, как он хочет.
  4. Ребенок проявляет инициативу собственного действия, стремится все делать самостоятельно, без помощи и подсказок взрослых.
  5. Ребенок протестует против указаний родителей. Протест сопровождается бурей эмоций.
  6. Ребенок перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  7. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса.

Вопрос родителя:
Что в норме должен уметь и знать ребёнок 2 лет?

Ответ специалиста:
В 2 года словарный запас ребёнка составляет примерно 200 слов, ему доступна фразовая речь. Ребёнок начинает составлять простые предложения, более чётко формулировать свои потребности и желания.
В эмоциональной сфере у ребёнка 2-х лет наблюдается следующее: ребёнок охотно идёт на контакт с взрослыми, проявляет яркие эмоции (возгласами, движениями), эмоционально реагирует на свои неудачи и успехи, плачет при расставании со значимым взрослым и когда обижен.
В познавательной сфере отмечаются следующие знания и умения: ребёнок может сказать (показать) сколько ему лет, знает 4-8 цветов, умеет группировать предметы по цвету, размеру, узнает основные геометрические фигуры.
В два года ребёнок уверенно ходит, бегает, поднимается и спускается по лестнице с помощью перил, перешагивает через препятствие, подпрыгивает, ходит на горшок, умывается, кушает ложкой, надевает некоторые вещи (шапку, варежки).
Также ребёнок двух лет может рисовать на листе, и использовать пластилин по назначению.
Важно понимать, что каждый ребёнок индивидуален, и задержка или опережение развития на срок до 3 месяцев является нормальной.
При этом если родители замечают задержку в развитии ребёнка или испытывают беспокойство по данному поводу, необходимо обратиться за помощью к специалистам (невролог, психолог).

Вопрос родителя:
Какие способы помогут выплеснуть агрессию ребёнку-дошкольнику?

Ответ специалиста:
Присмотритесь к играм для развития сопереживания: сказкотерапия, арт-терапия, драматический кружок  – это то, где ребёнок сможет проявить себя, научиться правильно, выражать свои эмоции.

Ещё один способ – смотреть вместе тематические мультфильмы: посмотрите вместе с детьми; обязательно обсудите (расспросите ребёнка, что ему понравилось, что запомнилось); поговорите о героях мультфильма, их настроении, поступках (на самом деле это разговор не только о мультфильме, но и про самого ребёнка, о его чувствах).

Чем ещё можно заниматься вместе с детьми для выплеска негативных эмоций?

  1. Лепка и рисование: рисовать можно что угодно (свои чувства, любимых героев), вместо карандашей и кисточек можно использовать свои пальцы и ладошки, также подойдёт лепка, например, сделать композицию из пластилина на картоне.
  2. Кромсание бумаги: попросите ребёнка написать или нарисовать на листке бумаги то, что его тревожит, затем порвите это на мелкие части. Можно устроить бой: скрутить бумажные шарики и пуляться ими друг в друга.
  3. Выбивание подушки: желание драться можно перенести на любой неодушевлённый предмет, например, в моменты агрессии можно колотить подушку или большую мягкую игрушку, а можно завести боксёрскую грушу, колотить её ногами и руками, пока хватит сил. Главное, не бить и не оскорблять других людей.
  4. Игры на тренировку дыхания: чем глубже ребёнок будет дышать (помогая себе брюшными мышцами), тем быстрее расслабится и научится контролировать себя. Можно дышать, считая до 10-ти. Также можно сдувать теннисный мячик со стола, разгонять волны в тарелке воды.
  5. Игра «Упрямый барашек»: позволит выплеснуть эмоции в контролируемой ситуации. Выделите время, когда ребёнку можно быть капризным и не соглашаться с волей родителей (15 минут вечером или каждую пятницу в 18.00). В этот момент разрешите ребёнку беситься, отвечать «не хочу», ложиться на пол и колотить ногами. Ругать его не нужно, это его «время свободы».

Вопрос от родителя:
Почему моему ребенку не хватает внимания?

Ответ специалиста:
Недостаток внимания со стороны родителей – это одна из частых причин «плохого» поведения ребенка: капризов, истерик, непослушания и многих других. Когда психолог говорит, что Вашему ребенку не хватает внимания, речь идет не о том, что Вы проводите вместе недостаточно времени. Это проблема, которую далеко не всегда можно решить с помощью совместного похода в кино или даже целого отпуска, проведенного вместе всей семьей. Недостаток внимания – это субъективное ощущение ребенка, что родители его не видят и не слышат, это, прежде всего, недостаток эмоционального контакта. Поэтому получение негативного эмоционального отклика со стороны родителей, когда ругают, наказывают – для ребенка это тоже результат. Тем более что «плохим» поведением привлечь внимание родителей намного проще.

Таким образом, если ситуацию вовремя не исправить, воспитание посредствам наказаний, упреков и поучений может остаться единственным способом общения родителей с ребенком. Решение данной проблемы – дать ребенку то, чего он пытается от вас добиться: «качественное» внимание. Необходимо научиться слышать своего ребенка без критики, без умных советов, не обесценивая его переживаний, просто попытаться понять, что его беспокоит. Интересоваться мнением ребенка искренне, а не формально, активно включаться в совместную деятельность, радоваться его успехам и достижениям, ценить уникальность его личности.

Вопрос родителя:
Как поступить, если старший ребенок начал сильно ревновать меня к младшему?

Ответ специалиста:
«Проявление детской ревности – явление нормальное и здоровое. Ревность возникает оттого, что дети любят. Если они неспособны к любви, то не проявляют ревности», – писал Дональд Вудс Винникотт, детский психиатр и психоаналитик.

На что необходимо родителям обратить внимание:

  1. Принять чувства ребенка! Он не виноват в них, это не та вещь, которую он может проконтролировать и поменять. Помогите ему открыто выразить вам свои чувства, проявите сочувствие и понимание. Выслушав ребенка, поверните его эмоции в позитивное русло и в процессе разговора выведите на то, как мама его любит. Гораздо сложнее понять скрытую ревность, если старший говорит, что любит маленького, но начинает болеть, например, просыпаться по ночам и плакать от страха или исподтишка, когда никто не видит, под прикрытием нежностей старается причинить младшему боль. В этом случае разобраться с ситуацией вам поможет детский психолог.
  2. Если ребенок ревнует, значит, он сомневается в своей порции родительской любви. Со своей стороны увеличьте количество своего внимания к нему, выделите определенное время, которое посвятите только ему. Важно, чтобы старший знал и имел подтверждения тому, что его место в сердцах родителей все еще принадлежит ему, чтобы он не чувствовал себя лишним, обделенным. Даже если вы заняты, поддерживайте с ребенком контакт. Любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания!
  3. Объясните, как одинок ребенок, не имея тех отношений, которые бывают между детьми в семье, и которые взрослые заменить не могут. Часто ребенок имеет потребность о ком-то заботиться, защищать. Благодарность и уважение младшего – награда для него, особенно в контексте самоутверждения, личностного роста. Выделите привилегии, которые относятся к статусу «старшего» или «младшего». Но не перегните палку, ведь о маленьком больше заботятся, оберегают, и часто старший считает, что его «взрослость» – источник всех несчастий, будь он меньше, ему уделяли бы так же много внимания. Позволяйте ему иногда побыть маленьким. И никогда не сравнивайте своих детей!
  4. Обучайте детей уметь поставить себя на место другого, учитывать чужие потребности и интересы, прощать и приносить извинения, отпускать свои обиды.

Вопрос родителя:
Какие есть противопоказания к БОС-терапии?

Ответ специалиста:
БОС (биологическая обратная связь) – это обратный возврат человеку информации о текущем состоянии функциональной системы. Суть данного метода заключается в обучении пациентов/клиентов произвольному управлению физиологическими процессами организма.

В нашем центре психологи используют метод биологической обратной связи для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию как способу регуляции психоэмоционального состояния. Данный метод имеет свои особенности, показания и противопоказания. Используется со взрослыми и с детьми старше 5 лет. Ниже приведены возможные показания и противопоказания к обучению диафрагмально-релаксационному дыханию с помощью метода БОС.

Включение метода БОС в психокоррекционную работу полезно в следующих случаях:

  1. При наличии психосоматических нарушений;
  2. При наличии у ребенка нарушений произвольного контроля поведения;
  3. При наличии невротических нарушений;
  4. При логоневрозе;
  5. При снижении адаптацицонных возможностей, иммунитета;
  6. При наличии психоэмоциональных проблем.

Противопоказания к работе:

К абсолютным противопоказаниям относятся:

  1. Запрет на работу с монитором компьютера;
  2. Грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкцию специалиста;
  3. Эпилепсия и судорожный синдром.

К относительным противопоказаниям относятся:

  1. Обострения хронических заболеваний кардио-респираторной системы;
  2. Значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи (существенно усложняет работу специалиста).

Вопрос родителя:
Как проявляется гиперопека, чем она вредит ребенку?

Ответ специалиста:
Гиперопека – это чрезмерная забота и чрезмерный контроль над ребенком. Гиперопека может развиться из естественного желания максимально позаботиться о младенце с первых дней его жизни. В гармоничных детско-родительских отношениях уровень протекции уменьшается по мере взросления малыша, и ребенку дается право выбора во всех больших сферах его жизни. Однако, существует такая форма воспитания, когда ребенок растет, а  родители продолжают относиться к нему, как к малышу. Высокая тревожность и мнительность, переживания чувства одиночества или вины перед ребенком, перфекционизм или самонереализованность может вызывать у родителей желание контролировать каждый шаг ребенка с целью максимально оградить его от любых возможных неприятностей. Такая стратегия воспитания с самого детства не позволяет ребенку делать свой собственный выбор. Он вынужден жить в соответствии с чужими решениями, сделанными за него, которые выставляются как самые правильные и истинно верные. В итоге ребенок не способен справляться с трудностями и проблемами, так как попросту не умеет этого делать, ведь всю жизнь родители все решали за него. Даже небольшие препятствия и трудности кажутся ему непреодолимыми, потому что чаще всего именно родители определяют, что ребенку стоит сказать, как реагировать и себя вести. Зачастую такие дети не имеют представления об окружающем мире, потому что их не допускали к его изучению из-за мнимых угроз.

Гиперопека имеет разные последствия. В одном случае подавляется характер ребенка, он перестает брать ответственность за свою жизнь и поступки потому, что просто не умеет этого. Ему характерны безволие, безропотное послушание, отсутствие инициативы. В другом случае он идет в открытую конфронтацию, протестуя против сложившейся модели поведения родителей, выражая полное непослушание и ощущая безнаказанность своих действий.

Конечно, контролировать детей нужно, но это, скорее, должно быть мягкое и ненавязчивое участие, чем тотальный контроль с постоянными ограничениями. Если в подходе к воспитанию ребенка есть проблемы, важно понять это и стремиться их устранить. При этом обращение за помощью к специалисту может помочь найти выход из сложной ситуации быстрее и эффективнее.

Вопрос родителя:
Учительница жалуется, что ребенок (9 лет) играет в игрушки на уроках, что делать?

Ответ специалиста:
Данное поведение несвойственно для девятилетнего ребенка и может приводить к негативным последствиям (конфликты с учителями, низкая успеваемость, семейные конфликты).

Важно определить первопричину такого поведения: проконсультироваться у специалистов (невролог, психолог).

Описанное поведение может иметь множество причин, начиная от физиологии, индивидуальных особенностей и заканчивая воспитанием. Возможно, у ребенка еще не полностью сформирована произвольность психической деятельности, то есть способность ребенка отложить свой интерес и действовать по инструкции взрослого.

Чаще всего дети отвлекаются на уроках по следующим причинам:

  1. Ребенок может переживать из-за ситуаций, не связанных с учебой (это могут быть семейные конфликты, конфликты со сверстниками и другие значимые события).
  2. Требования учителей/родителей не соответствуют уровню развития ребенка. Учебный материал либо слишком легкий, и поэтому ребенку неинтересно и скучно, либо слишком трудный, что также приводит к снижению концентрации внимания.
  3. У ребенка не сформированы или недостаточно сформированы навыки эффективного обучения.

К сожалению, определить причину поведения Вашего ребенка невозможно без очной консультации. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои особенности. В зависимости от конкретной причины могут быть назначены коррекционные занятия с психологом или выданы рекомендации для родителей по развитию и воспитанию ребенка.

Вопрос родителя:
Что делать, если ребенок в 7 лет грызет ногти на руках?

Ответ специалиста:
Привычка грызть ногти часто является симптомом внутренней тревожности, связанной с умственными или эмоциональными перегрузками. Бесполезно уговаривать, ругать или стыдить ребенка. Вы не сможете его заставить прекратить делать это.

Важно найти истинную причину его состояния. В этом Вам может помочь детский психолог.

Вызвать такое беспокойство может что угодно: завышенные требования и ожидания взрослых; страх быть наказанным; неблагополучие в семье; период адаптации к школе; развод родителей; предстоящие экзамены или другие важные для ребенка мероприятия и т.п.

Привычка обкусывать ногти считается самой тяжелой в плане привыкания и чаще, чем другие сохраняется и у взрослых. Подготовьтесь к тому, что борьба с ней будет долгой. Здесь нужно спокойствие, терпение, чтобы не сдаваться и практиковать разные методы.

Что стоит попробовать?

  1. Уделяйте ребенку больше внимания. Чаще обнимайте, разговаривайте, вместе играйте, гуляйте, читайте книжки. Иногда причины могут быть в дефиците родительского внимания;
  2. Попробуйте методы релаксации. Дайте послушать успокаивающую музыку, проговаривайте позитивные установки. Делайте расслабляющие ванны, массажи. Давайте на ночь травяные чаи с ромашкой или мятой. Это благотворно влияет на нервную систему, поможет преодолеть беспокойство и тревогу, которые лежат в основе такого поведения;
  3. Расскажите о последствиях. Покажите, сколько на руках бактерий, и что, когда ребенок грызет ногти, они попадают в рот и начинают вредить организму;

Вопрос родителя:
Как поднять самооценку ребенку?

Ответ специалиста:
Самооценка ребенка имеет большое значение для его развития. При этом важно понимать, что для нормального формирования личности нужно иметь адекватную самооценку, то есть уметь объективно оценивать свои возможности, свои достоинства и недостатки.

С возрастом самооценка ребенка меняется. Она строится из отношения окружающих людей к ребенку. Самым главным фактором, влияющим на уровень самооценки, является отношение родителей к ребенку, при этом очень важно не только хорошее отношение родителей к ребенку, но и отношения родителей между собой. Также на самооценку влияют отношения ребенка с другими близкими, отношения с родственниками, отношения с учительницей, отношения со сверстниками и др.

Причинами низкой самооценки могут быть завышенные требования к ребенку со стороны родителей, негативное отношение сверстников, неуспеваемость в учебе, травля в школе и др.

Повысить уровень самооценки ребенка можно. Для этого родителям важно соблюдать некоторые правила в общении с ним. Важно хвалить своего ребенка, так как любой ребенок достоин похвалы, и любого ребенка есть за что хвалить (можно даже за незначительные успехи и достижения). Важно уважать право ребенка на личное мнение и позволять выражать его. Важно дать ребенку право выбора в тех вопросах, в которых это возможно (в выборе одежды, интересов и др.). Важно поддерживать ребенка, когда он терпит неудачи. Важно поощрять инициативу и стремление к самостоятельности. Рекомендуется ругать поступки, а не ребенка. При этом очень важно не сравнивать ребенка со сверстниками.

Чтобы определить уровень самооценки ребенка и выявить причины ее снижения можно обратиться к психологу. Каждый ребенок индивидуален, а каждая ситуация имеет свои особенности.

Вопрос родителя:
Что делать с агрессией у дошкольника?

Ответ специалиста:
Агрессивное поведение в возрасте 3-7 лет – частое явление, так дети реагируют на жестокость, равнодушие или несправедливость, привлекая родительское внимание. Агрессия может сигнализировать о том, что ребенок не чувствует себя в безопасности, пытается защитить личные границы.

Провоцировать такую реакцию могут самые разные раздражители: неблагополучная обстановка дома или в детском саду, неадекватный стиль воспитания, «запрет» на выражение чувств, физическое и моральное насилие в семье.

Что делать родителям?

  1. Стоит понимать, что нельзя запрещать детям проявлять негативные эмоции, у гнева и страха должен быть выход, желательно в безопасное русло – спорт, творчество, экологичное общение. Подойдут любые подвижные игры, которые снимут напряжение и научат его здоровой коммуникации со сверстниками.
  2. Будьте для ребенка примером: работайте с собственной агрессией, не повышайте зря голос, не затевайте споров на пустом месте, не выдвигайте противоречивых требований. Ребенок не слушает слова, он смотрит на действия – станьте примером для подражания.
  3. Меньше критики, больше похвалы: не обесценивайте заслуги ребенка, не ругайте его на людях, не игнорируйте его чувства. Нужно снизить уровень стресса, сформировать безопасные условия для развития.

Вопрос от родителя:
Как понять готов ли ребенок к школе?

Ответ специалиста:
Готовность к школе определяется по двум основным критериям:

  • Физическая готовность
  • Психологическая готовность

Под физической готовностью подразумевается уровень физиологического и биологического развития, состояние здоровья ребенка (рост, вес, сила, координация, сформированность навыков самообслуживания, сформированность мозговых структур и т.д.).

Психологическая готовность включает в себя: интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность.

Интеллектуальная готовность к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой и включает в себя следующие характеристики:

  • сформированность основных познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, память, речь);
  • достаточный багаж знаний об окружающем мире (о семье, о природе и т.д.);
  • любознательность, потребность в получении новых знаний.

Важно отметить, что интеллектуальное развитие ребенка определяется не суммой знаний, а умением мыслить, анализировать, получать информацию и работать с ней.

К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения (готовность подчинятся требованиям старших, понимание социальной иерархии, способность адаптироваться в коллективе, умение адекватно реагировать на замечания и т.д.).

Эмоционально-волевая готовность. При зрелости данной сферы, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем. Эмоционально-волевая готовность включает в себя:

  • наличие учебной мотивации (в том числе радостное ожидание поступления в школу);
  • определенный уровень эмоциональной устойчивости;
  • умение регулировать свое поведение;
  • стремление преодолевать трудности и достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться.

Мы видим, что готовность к школе включает в себя множество компонентов, поэтому определить готовность / не готовность ребенка к школе может только квалифицированный специалист. Например, психологическую готовность к школе определяет психолог. Часто в результате диагностики выявляется недостаточный уровень сформированности того или иного компонента. В таком случае важно вовремя начать коррекционную работу.

Вопрос от родителя:
Почему ребенок врет родителям?


Ответ специалиста:
Первая причина детской лжи – хорошо развитое воображение. Ребенок до 7-ми лет с легкостью может дополнять свой рассказ о том, как он проводит время самыми фантастическими деталями, вовсе не пытаясь обмануть родителей. Скорее им движет желание поделиться с ними частью своего сказочного мира.

Вторая причина – недостаточно развитый самоконтроль. Ребенку в дошкольном возрасте бывает трудно устоять перед своими желаниями. Он может присвоить очень понравившуюся игрушку, и сказать маме, что это ему подарили, просто потому что очень хочется, чтобы ему это подарили.

Третьей причиной, характерной для детей постарше, является сделанное ими открытие, что сознательный обман помогает решать проблемы и избежать наказания. К сожалению, такие открытия дети часто совершают, наблюдая за поведением окружающих их взрослых.

Четвертое. В подростковом возрасте дети могут использовать ложь, как способ противостоять родительскому контролю, реализуя таким способом свою потребность в независимости.

Причины детского вранья родителям могут быть самыми разными, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его развития и ситуации в семье, где он воспитывается. Разобраться в этой проблеме и подобрать адекватный способ ее решения может помочь очная консультация психолога.

Обучение навыкам саморегуляции

На базе отделения РиА н/л с ОВЗ для детей и взрослых регулярно проводятся курсы оздоровления и реабилитации с использованием БОС.

 

💭Биологическая обратная связь (БОС) – это метод, основанный на развитии у клиента навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния.

🔔Данный метод позволяет в короткие сроки (10-15 сеансов) овладеть навыками нервно-мышечного расслабления, оптимизировать работу сердечнососудистой и дыхательной систем, восстановить работоспособность, хорошее самочувствие и настроение.

👥Занятия по методу БОС проводится в виде специальных тренировок, где приборы и компьютерный комплекс БОС регистрирует физиологические показатели работы какой-либо функциональной системы организма и в доступной форме дают обратную связь о ней. Таким образом, клиент может “видеть и слышать” как работает его организм и, используя специальные методические приемы, самостоятельно, волевыми усилиями корректировать работу функциональных систем собственного организма.

👩‍💻Сеансы тренировок по методу БОС строго индивидуальны, дозированы и контролируются инструктором в ходе сеанса на протяжении всего цикла оздоровительно-коррекционного курса. Игровые возможности компьютерных технологий обеспечивают высокую эмоциональную заинтересованность в проведении коррекционных сеансов, как у взрослых, так и у детей.

 

☝🏻Показания к БОС-терапии:

БОС-терапия по параметрам дыхания (формирование диафрагмального дыхания):

✅ Защита от стресса и психоэмоциональных перегрузок

✅ Нарушения речи у детей (дизартрия, общее недоразвитие речи)

✅ Заикание у детей и взрослых

✅ СДВГ, эмоционально-волевые нарушения

✅ Болезни органов дыхания вне стадии обострения

 

☝🏻Бос- терапия по параметрам вегетативной нервной системы (кожная температура):

✅ Невротические, тревожные расстройства

✅ Антистрессовая подготовка

 

☝🏻Относительные противопоказания:

✅ Возраст младше 5 лет

✅ Грубые нарушения интеллекта, внимания, памяти

✅ Эпилепсия и судорожные состояния

✅Соматические и эндокринные заболевания в стадии обострения

✅ Расстройства личности

✅ Острые инфекционные заболевания

✅ Ожирение III степени

 

Подробнее по телефону: 72-08-37