Псковский областной центр семьи

СЕМЬЯ 60 

Сайт для родителей, воспитывающих особенных детей
Псковской области

г. Псков, пл. Ленина д.1. Телефон: 8 (8112) 66-37-49 E-mail: family-center@mail.ru

Консультации логопеда

Вопрос родителя: Как научить  ребенка  4-х лет запоминать названия дней недели?

Ответ специалиста: Для того, чтобы ребенок смог запомнить названия и очередность дней недели, он должен уметь считать хотя бы до 10. Если у малыша с этим все в порядке, запоминать дни недели можно  с понедельника, когда вы собираетесь на работу, а ребенка ведете в детский садик. И так до конца недели. Вечером можно спросить его о том, помнит ли он какой сегодня день, как он называется?

Выходные дни – субботу и воскресенье ребенок наверняка уже интуитивно запомнил, связав их с тем событием, что родители утром никуда не уходят. Возможно, у вас на субботу всегда запланирован семейный отдых, о котором ребенку обязательно нужно сообщить. Если это приятное и интересное для него событие, то можно использовать его как дополнительный стимул запомнить дни недели. Например, ” В субботу мы идем все вместе в парк на карусели. Давай посчитаем сколько дней осталось и как они называются”.

Для запоминаний названий будних дней можно использовать пальцы руки, присвоив им названия дней недели. Если подобные упражнения выполнять в течении двух недель регулярно, ваш малыш хорошо запомнит названия дней и их очередность. 

Вопрос родителя: Как научить ребенка (4 года) отличать право и лево?

Ответ специалиста: Для знакомства ребенка с понятиями «право» и «лево», взрослым необходимо регулярно оперировать этими словами в повседневной речи, показывать рукой разницу в направлениях. Ребенок вряд ли запомнит это сразу, но в его картине мира уже появится понимание, что стороны называются по-разному и это постоянные определенные названия, а не ситуативное наименование «в одну сторону» и «в другую сторону».

Можно использовать визуальные подсказки: в какой руке ребенок держит ложку или вилку, какой рукой держит кисточку или карандаш, когда рисует или раскрашивает.

В младшем школьном возрасте акцент при запоминании «право» и «лево» можно сделать на то, на какой руке ребенок носит браслет, колечко или часы.

Удивительно, но умение различать эти понятия состоит из целого комплекса составляющих. Недостаточно «один раз объяснить и выучить», тут нужны многократные повторения в различных ситуациях, при различных условиях. Только тогда навык распознавания правой стороны и левой будет стабильным. Ребенок не будет путаться при выборе заданного ориентира.

Вопрос родителя: У моего старшего ребенка (4,5 года) задержка речевого развития, сейчас младшему 2 года и я наблюдаю те же тенденции в развитии его речи. Можно ли избежать отставания речевого развития?

Ответ специалиста: В начале нужно убедиться понимает ли ребенок обращенную речь. Затем проверить как развито у него звукоподражание. Игра по типу «Ладушки – ладушки» поможет вам провести эту несложную диагностику.

Если ребенок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалистам: психоневрологу, дефектологу, логопеду. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия с различными специалистами, выполняются домашние задания. Совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша. Только при таких усилиях возможна коррекция речевого развития. 

Вопрос родителя:  Что такое дислексия и к какому специалисту надо обратиться?

Ответ специалиста: Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается, либо искажается.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду/дефектологу, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные специалистами упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой этого нарушения.

Вопрос родителя:  Начала водить ребенка на занятия к логопеду. Ребенок не говорит (есть заболевание). Почему на занятиях логопед дает задания ребенку, не связанные с речью?

Ответ специалиста: В процессе логопедических занятий с особыми детьми специалист очень часто использует методики, развивающие всю познавательную сферу ребенка, а не только речевую. Прежде чем приступить к коррекции речи, следует заложить фундамент, так сказать основу, с которой можно будет работать дальше. Поэтому часто в начале работы задача логопеда заключается в том, чтобы улучшить у ребенка внимание, память, восприятие, мышление.

Также необходимо развить коммуникативную деятельность, укрепить мелкую моторику. Большую часть занятий занимает формирование математических представлений, в которые входят количественные, временные и пространственные понятия – с их помощью ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете, форме. 

С помощью специальных заданий дошкольник учится действовать по образцу и координировать свои движения. И только следующим этапом является развитие речи. Ребенок учится видеть окружающий мир, предметы и явления, расширяет кругозор, а с ним и словарный запас, тренирует  связную речь.

Вопрос родителя: Мой сын посещает занятия с логопедом, на которых задают домашнее задание, выполнять его не всегда успеваем. Для чего нужно делать домашнее задание, если он занимается два раза в неделю?

Ответ специалиста: Любой навык формируется при постоянном применении. Необходимо делать артикуляционные упражнения для речевого аппарата так же регулярно,  как  выполнение утренней гимнастики для поддержания мышц тела.

В этом вопросе важна повторяемость и периодичность: лучше заниматься понемногу каждый день, чем два часа один раз в неделю. Домашние задания приучают ребенка тренировать не только язычок, щеки, воздушную струю, но и мыслительные процессы, так как задания в логопедических тетрадях развивают именно их.

Пример родителя, который организует и поощряет ежедневные занятия дома, положительно влияет на развитие речи ребенка и на произвольность поведения.

Вопрос родителя: В каком возрасте стоит начать формирование пространственных представлений у ребенка?

Ответ специалиста: С раннего детства стоит играть с малышом в “Ладушки-ладушки”, рассказывая потешки. 

Затем с появлением речи эта система расширяется, в неё начинают вводить пространственные отношения “сверху”, “снизу”, “дальше”, “назад”.

По мере увеличения  словарного запаса вводят понятия “вправо” и “влево”. К четырем годам у ребенка формируется представление о правой и левой стороне.

Следующий этап развития пространственных представлений – схематичное пространство, например, на листе бумаги, в рисунках. Позже всего формируется упорядоченность в системах знаков и символах, например – времена года, дни недели, время суток, понимание лексико-грамматических конструкций.

Все эти этапы формируются последовательно и тесно связаны друг с другом.

Для развития пространственных представлений у детей специалист советует играть с детьми в игры, которые включают в себя пространственные понятия   и схемы:

  1. Зарядка (утренняя и после сна), физкультминутки с озвучиванием пространственных позиций рук, ног, тела. Для детей раннего возраста подойдут потешки и стишки, по смыслу которых можно показывать (с помощью мамы или папы) части тела и движения руками и ногами малыша.
  2. Езда на велосипеде, самокате, плавание и т.д.
  3. Тактильные игры и занятия (лепка, аппликация, конструирование, сбор картинок из пазлов, мозаика).
  4. Подвижные игры (“прятки”, “казаки – разбойники”, прыжки на батуте, “классики”, игры с мячом и т.д.).
  5. Специальные игры на листе бумаги, например: “Морской бой”.
  6. Специальные игры на ориентацию тела в пространстве (“Море волнуется”, “Скульптор”, “Театр теней”, “Лабиринт” и различные настольные игры по возрасту ребенка.

Вопрос родителя:
Что такое артикуляционная гимнастика и для чего её нужно делать?

Ответ специалиста:
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для речевых мышц лица. Такая гимнастика подготавливает базу для чистого звукопроизношения у детей. Подобно утренней зарядке артикуляционная гимнастика: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами.

Начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить  специальные игры и упражнения, которые способствуют снятию мышеч­ной напряженности органов артикуляционного аппа­рата, формируют умение чувствовать и контролиро­вать их движения.

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет вы­полнять самые разные движения.

В течение одного занятия не стоит пытаться вы­полнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

Упражнения для развития органов артикуляции:

  1. «Заборчик»(улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

Зубки ровно ты смыкаешь и  «заборчик» получаешь.

  1. «Хобот  слонёнка»(вытянуть  сомкнутые губы вперёд)

Подражаю я слону, губы  хоботком тяну.

  1. «Шарик»(надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

Шарик надувай, воздух  ты  не  выпускай.

  1. «Лопаточка» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

Язык  лопаткой положи  и  спокойно подержи.

  1. «Прятки» (высовывать и убирать язычок назад  в рот)

Мы играем в прятки, где  ж  твоя лопатка?

  1. «Иголочка»(открыть рот  и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

Вот она,  иголка,  –  и  остра, и колка.

  1. «Лошадка»(улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка;следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась)

Ты с лошадкой прокатись,  звонко цокать поучись.

Вопрос родителя:
Моему ребенку поставили диагноз – оптическая дисграфия. Что это такое?

Ответ специалиста:
Оптическая дисграфия – это нарушения письменной речи, которые   приводят  к сложностям в усвоении тех или иных школьных предметов, прежде всего русского языка. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа. Дети с этим нарушением не в состоянии уловить тонкие различия между очертаниями букв (овалов, палочек и т.д.), что приводит к неправильному отображению на письме. Среди ошибок: зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, не дописывание или добавление элементов букв.  Логопед Областного Центра семьи  занимается с детьми, у которых есть такая проблема.

Вопрос от родителя: 
Моему ребенку 5 лет, до сих пор не умеет складно рассказать о чем-либо. Эмоций много, а слов мало. Что нам делать?

Ответ специалиста:
То о чем спрашивает родитель ребенка, называется  связной речью. Связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Без связной речи невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. Вот почему важно развивать именно связную речь. Конечно, можно обратиться к специалисту и посещать занятия, но этого мало. Родители и сами могут помочь своему ребенку. Это совсем несложно! Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника,  дайте ему понять, что вам интересны его проблемы и увлечения. Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте  внимание на деталях – это поспособствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Расскажите ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета. Объясните ребенку, что с помощью слов мы словно “рисуем” этот предмет. И предложите “нарисовать” словесный портрет какого-нибудь предмета или описать себя. Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ребёнок будет иметь  хорошо развитую речь.

В отделении реабилитации и абилитации н/л с ограниченными возможностями два раза в неделю проходят занятия логопеда с особыми детьми.
Развитие речи у таких детей не связано с постановкой звуков и формированием “чистой” речи, как в классической логопедии.
Именно поэтому, задача Юлии Константиновны Ивановой сложнее и глобальнее: помочь ребенку не бояться общаться, “пользоваться” языком, облекать мысли и желания в слова, слышать и слушать других.
У многих детей не сформирована сама потребность в общении. Ребенка нужно научить воспринимать и понимать обращенную речь, затем осознанно отвечать и собственно говорить. Только потом можно работать над тем, чтобы он говорил “чисто”.
Чтобы это сделать, важно не только владеть логопедическими методиками (а в случае с особыми детьми логопед использует знания по дефектологии и детской психологии), но и уметь расположить ребенка к себе, сформировать доверие. Невозможно научить ребенка общаться, если он сам этого не хочет.
Поэтому логопед стремится сделать занятия не только полезными, но и интересными.

В каждый урок специалиста включены:

игры, которые стимулируют мышление и речь ребенка
пальчиковая и мимическая гимнастика под веселые стишки
сказки, развивающие внимание и память ребенка

Кроме того, Юлия Константиновна активно применяет на своих занятиях ковролин Воскобовича, различные дидактичекие наборы и материалы.
Некоторые особые дети не способны к речевой коммуникации вообще или на данном этапе своего развития. Однако это не означает, что такой ребенок не сможет общаться. В этом случае детей (и их родителей) обучают альтернативной коммуникации: карточки ПЕКС, жестовая коммуникация.

Зав. отделением РиА Телишева Л.В.

Зачем ребенку логопед

Логопед – это специалист, занимающийся выявлением нарушений речи у детей и их исправлением.
Распространено мнение о том, что логопеды только исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Работа логопеда комплексна, она включает:

накопление, активация словарного запаса речи;
развитие артикуляционной моторики;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие физического слуха и фонематических процессов (умения различать на слух звуки человеческой речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию и т.д.);
развитие грамматической стороны речи;
развитие связной речи (умения составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения и т.д.);
развитие мелкой моторики рук (поскольку существует тесная взаимосвязь с развитием речевых зон головного мозга), подготовка руки к письму;
совершенствование просодической стороны речи (выработка дикции, выразительности речи, работа над правильным ударением, темпом речи и т.д.).

Возможно, вы спросите: а зачем это нужно? Без своевременной помощи логопеда ребенок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, что повлечет за собой ряд новых проблем:
не умеет ребенок красиво, правильно и связно рассказывать – трудно будет грамотно излагать свои мысли, изучать «устные» предметы;
не умеет различать звуки на слух – возникнут трудности с обучением чтению, с русским языком: будет путать буквы на письме;
не развита мелкая моторика – трудно будет учиться писать;
не умеет обобщать – сложности с мыслительной деятельностью, а значит, с математикой.
не выговаривает звуки – появятся проблемы в общении, комплексы, которые могут помешать ребенку в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Многие родители считают, что речь ребенка исправится сама собой, но это не так. Речевые дефекты сами по себе не исчезают. Если их своевременно не устранить, нарушения закрепляются. Поэтому особенно важно раннее обнаружение дефектов речевого развития и своевременное обращение к логопеду.
Владение правильной и красивой речью – это одно из важнейших достоинств человека!

Подробнее по телефону: 75-47-15

Советы логопеда для родителей будущих первоклассников

Скоро в школу! Правильная речь является важнейшим условием для успешного школьного обучения. Чем выразительнее устная речь ребенка, тем проще ему высказывать свои мысли, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала школьного обучения.
До поступления в школу родителям следует обратить внимание на:
 Состояние звукопроизношения. В норме ребенок к шести-семи годам выговаривает все звуки.
 Состояние фонематических процессов. 6-7-летний ребенок умеет подбирать слова с определенным звуком, владеет навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умеет различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, фу-ву-ву, сы-сы-зы и т.п.
 Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь-дождИК), словоизменение (стул-стулЬЯ), согласование (желтый мяч), управление (вышел ИЗ домА, рассказал О другЕ).
 Состояние слоговой структуры слова. 6-7-летний ребенок умеет безошибочно произносить слова сложной слоговой структуры типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
 Состояние словарного запаса. 6-7-летний ребенок владеет большим количеством слов различных частей речи; проверить состояние словарного запаса ребенка можно, используя различные тематические разделы: времена года, месяцы, дни недели, мебель, одежда, обувь, продукты, качества предметов и т.п.
 Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы полными предложениями, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, описывать события и т.п.
 Состояние мелкой моторики. Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, игры с мелким конструктором, пазлы, мозаика, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, раскрашивание, штриховка, рисование карандашами, нанизывание бусин и т.п.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на имеющиеся нарушения устной речи ребенка и начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратив школьную неуспеваемость.

Успехов Вам и Вашему будущему первокласснику при обучении в школе!