Псковский областной центр семьи

СЕМЬЯ 60 

Сайт для родителей, воспитывающих особенных детей
Псковской области

г. Псков, пл. Ленина д.1. Телефон: 8 (8112) 66-37-49 E-mail: family-center@mail.ru

Консультации специалиста по раннему развитию

Вопрос родителя:  Моему ребенку 2 года. Он не показывает предметы на картинках, как его научить это делать?

Ответ специалиста: Как все в раннем возрасте нужно  начинать  с  простого, постепенно переходя к сложному. Каждый ребенок проходит длинный путь познания окружающего мира: сначала он узнает, как выглядит и звучит то, что его окружает, а затем – как называются окружающие его предметы.

Когда  на вопрос мамы: “Где мячик?” малыш с радостью бежит к игрушке, скорее всего, он и на картинке узнает “круглого  друга”. Следующий этап развития – ребенок выбирает из нескольких картинок нужную. Значение умения узнавать и отбирать нужные картинки очень важно, это обогащает опыт восприятия окружающего мира.  Обычно малыши в возрасте 2 лет уже владеют этим навыком, но если  ребенок испытывает затруднения, взрослый может ему помочь. Необходимо помнить, что на картинках должны быть изображены хорошо знакомые малышу предметы и лучше, если сама картинка достаточно крупного размера. Для начала достаточно двух картинок; когда ребенок научится выбирать из них, постепенно добавляются другие. Чтобы заинтересовать маленького непоседу, можно использовать не просто бумажные картинки, а изображения на липучке или наклейки.

Внимательный творческий взрослый всегда найдет то, что интересно малышу!

Вопрос родителя:  Моему сыну 2 года, как научить его различать величины: “большой” и “маленький”?

Ответ специалиста: Чаще всего знакомство с данными понятиями начинается тогда, когда мама обращает внимание малыша на размер предметов, которые его окружают: тарелки, чашки, ложки. Хорошо, если к названию величин добавляются интонации и жесты: на слово “большой” разводятся руки в стороны и понижается голос, на слово “маленький” руками изображается  маленький размер и говорится высоким голосом.

Еще можно поиграть в забавную игру, где маленький предмет прячется в ладошку, а большой  никак не спрятать.

Если малыш, на ваш взгляд, не очень успешно осваивает название величин, то не стоит прерывать  эти маленькие “уроки”.  Не  забывайте, что познавать размер  лучше на тех  предметах, которые отличаются только величиной, а доброжелательный настрой малыша является одним из главных условий успешности занятий!

Вопрос родителя:  Почему малыш разбрасывает игрушки и как его научить их убирать?

Ответ специалиста: Огромное количество пирамидок, машинок и куколок чаще всего не приносит той радости, на которую рассчитывают родители ребенка раннего возраста. Как правило, малыш получает новую игрушку, бросает на нее мимолетный взгляд – и вот она уже лежит на полу или в коробке.

Чем больше ярких вещей и игрушек, тем труднее ребенку справляться с этой массой зрительных стимулов, тем сложнее выбрать то, во что действительно хотелось бы поиграть. Количество игр не дает  возможность качественно играть в них. Многих детей надо учить, как играть с этой игрушкой, тут родитель выступает в роли обучающего – показывает способ игры. Слишком много предметов – очень большое воздействие на внимание малыша, ему сложно сосредоточиться на чем-то одном, из-за этого ребенок начинает совершать привычные действия (разбрасывает все игрушки и бегает среди этого многоцветного разнообразия).

Многие родители удивятся, но ребенку до 1,5 лет для качественной игры нужно не более 4-х игрушек в свободном доступе. Хорошо, когда каждая лежит в своем контейнере: ее можно легко вытащить, поиграть и убрать на место. Там, где детский шкафчик организован подобным образом, меньше сложностей с уборкой игрушек, ведь намного проще положить 1 вещь, чем огромное количество.

Понимание правил и порядка позволяет малышу ориентироваться без помощи другого человека. А ведь это и есть одна из главных родительских задач – вырастить самостоятельного человека, и хорошо, когда черты самостоятельности можно проявлять с самого раннего возраста.

Вопрос родителя: В каком возрасте можно начинать учить ребенка временам года?

Ответ специалиста: Для осознанного понимания времен года родителям стоит затронуть тему сезонов в возрасте 18-24 месяцев. При этом важно начать с самого простого.

Постепенно вводить такие понятия, как “тепло” и “холодно”, “пасмурно” и “солнечно”, “дождливо” и “сухо”. Перед выходом на улицу малышу во время сборов можно рассказать, почему сейчас нужно обуть резиновые сапожки, а не сандалии, зачем нужна шапочка и т.п. Использовать простые фразы: “наденем варежки, чтобы ручки не мерзли”, “возьмем с собой кепку или шляпку, чтобы голову не напекло” (эти фразы имеют свою ассоциативную силу, которая заложит фундамент для лучшего понимания погодных условий).

И, уже используя эту информацию, можно рассказывать ребенку о временах года, подкрепляя свои истории картинками, сказками, сезонными простыми играми и занятиями: “снежки” и “снежная баба”, “пускание корабликов по ручейкам”, “сбор букета из разноцветных листьев”, “наблюдение за одуванчиком” и “сдувание с одуванчика шапки”.

Таким образом, к 3-4 годам малыш будет иметь свой собственный опыт взаимодействия с окружающим миром. И можно будет приступать к уже более информативным рассказам о временах года, четко разграничивать сезоны, выявлять, определять их признаки и различия.

Вопрос родителя:
Во сколько лет ребенок должен уметь различать цвета и как его этому учить?

Ответ специалиста:
Считается, что малыш запоминает  названия цветов ближе к 2-м годам, а вот соотносит предметы одного цвета (красный к красному, синий к синему) уже после 1- ого года. Мама в играх и при чтении книг называет, какого цвета мячик, цветок, уточка. Желательно начинать с теплых цветов – красного и желтого, потом вводить синий и зеленый.

Если малыш ещё не очень разбирается в названиях, мама берет красный шарик (а у ребенка есть красный и, например, синий) и говорит: “Дай мне такой же”. При удачной попытке мама говорит: “Да, это такой же – красный”. Если малыш затрудняется, ему можно помочь, подсказать.

Желательно в ближайшее время и дни обращать внимание на все красное, не говоря о других цветах, тем более оттенках. Лучше постепенно вводить новые понятия и предметы, имеющие отношение к красному цвету. Например, мама говорит: “Сегодня красный закат” и показывает рукой в направлении горизонта или “Сегодня мы будем пить красный  компот из смородины” и наливает в чашку малыша компот из кастрюльки.

Вопрос родителя:
Моей дочери 3 года, она любит петь, танцевать и  не хочет учить буквы. Стоит записать её на развивающие занятия или как- то пробовать учить дома?

Ответ специалиста:
В 3 года ребенку совершенно не нужно знание букв.  Конечно,  играя, малыш  может интересоваться названиями букв и сам их запомнить. Но в раннем возрасте у ребенка совсем другие задачи развития: играть в сенсорные и двигательные игры, взаимодействовать с окружающими, слушать сказки и истории, самому перевоплощаться в сказочных героев. Если ваша дочь может посидеть и послушать сказку, рассматривает картинки, рисует и лепит из пластилина (важен сам процесс независимо от результата) – значит, у неё все в порядке со вниманием. Пусть ребенок поет и танцует, а время букв у девочки еще впереди.

Первые игрушки малыша

В этом видео специалист рассказывает о таких игрушках как: развивающий коврик, неваляшка, мякиш и каталки для детей, а так же об их пользе в развитии ребенка

Первые игрушки малыша

В этом видео мы вам расскажем о самых первых игрушках малыша – погремушках. Вы узнаете, какое значение имеет на развитие ребенка даже самая простая игрушка-погремушка.