Псковский областной центр семьи

СЕМЬЯ 60 

Сайт для родителей, воспитывающих особенных детей
Псковской области

г. Псков, пл. Ленина д.1. Телефон: 8 (8112) 66-37-49 E-mail: family-center@mail.ru

Консультации специалиста по раннему развитию

Вопрос родителя: Ребенку 1 год, он ест только руками, размазывает еду, кидает на пол. Меня это очень раздражает. Как приучить его есть аккуратно?

Ответ специалиста: Весь 1-ый год малыш осваивает разные навыки самообслуживания. Есть самому – это очень важно, для развития этого умения надо научиться кусать, жевать, орудовать ложкой, выбирать то, что хочешь съесть и еще многому другому.

После полугода все нормально развивающиеся дети трогают пищу руками и руками же едят. Таким образом они знакомятся с новой для них едой, изучают ее структуру, запах, вкус. Этот этап в развитии не является баловством, от него зависит дальнейшее отношение к еде. Любую новую пищу малышу надо изучить.  Постепенно интерес к принятию пищи руками будет уходить.

Задача родителей – показать на своем примере, находясь напротив малыша, как едят ложкой, вилкой, пьют из кружки и т.д.

Вопрос родителя: Моему ребенку 2 года 7 месяцев, он не любит ходить к врачу. Нужно ли предупреждать его о предстоящем визите в поликлинику?

Ответ специалиста: Перед походом к врачу ребенка необходимо предупредить о том, что будет происходить в поликлинике.  Если малыш встречается с врачами довольно часто, то можно опереться на его предыдущий опыт: “Помнишь, мы ходили к доктору, он слушал тебя трубочкой”. Хорошо, если в поликлинике или по дороге есть какие-то положительные моменты, на них тоже можно обратить внимание. Например, вспомнить, что в холле есть интересные картинки или рядом магазинчик, в котором продаются мыльные пузыри.

Если малыш подзабыл, какие медицинские манипуляции проводятся в кабинете, на помощь придет детский игровой набор доктора. Пациентами могут быть плюшевые игрушки, куклы, родители, а доктором – сам маленький человек. Хорошо, если мама включается в игру и за игрушку проигрывает страхи ребенка (“Я боюсь”, “Мне страшно”), а “доктор” каким-то образом решает эти “проблемы”.

О неприятных процедурах, например, взятии крови, тоже предупреждается заранее.  Описывается степень болезненности – “немножко неприятно”, “как комарик укусил”. Веселые шутки про большую иголку и дразнилки (“Ты что, трус?”) совсем не для ушей ребенка. Наоборот, мама поддерживает эмоционально (“Мне тоже бывает страшно”) и подтверждает, что будет рядом с малышом.

Вопрос родителя: Ребенку 1 год, он ест только руками, размазывает еду, кидает на пол. Меня это очень раздражает. Как приучить его есть аккуратно?

Ответ специалиста: Весь 1-ый год малыш осваивает разные навыки самообслуживания. Есть самому – это очень важно, для развития этого умения надо научиться кусать, жевать, орудовать ложкой, выбирать то, что хочешь съесть и еще многому другому.

После полугода все нормально развивающиеся дети трогают пищу руками и руками же едят. Таким образом они знакомятся с новой для них едой, изучают ее структуру, запах, вкус. Этот этап в развитии не является баловством, от него зависит дальнейшее отношение к еде. Любую новую пищу малышу надо изучить. Постепенно интерес к принятию пищи руками будет уходить.

Задача родителей – показать на своем примере, находясь напротив малыша, как едят ложкой, вилкой, пьют из кружки и т.д.

Вопрос родителя: Моему ребенку уже 8 месяцев, но он не умеет ползать. Только начал сидеть. Нужно ли обратиться к специалисту или можно как-то самостоятельно заниматься дома?

Ответ специалиста: Ползание нужно всячески поощрять и поддерживать, так как это очень полезный навык: укрепляет костно-мышечную систему, способствует развитию моторики и двусторонней координации.

Дети по-разному начинают ползать, по-пластунски, назад, прыжками. Если ребенок уже умеет стоять на четвереньках, то не нужно торопить малыша:  почувствовав себя уверенно в этом положении, он сам сделает попытку продвинуться вперед.

Родители могут помочь, заинтересовав ребенка  игрушкой – ее нужно положить так, чтобы нельзя было дотянуться рукой, но и не очень далеко, чтобы интерес не пропал. Если ребенок лежит на животе и пытается дотянуться до  привлекательного предмета, то взрослый может подставить свою ладонь к стопам малыша:  так развивается умение отталкиваться и совершать инерционное движение вперед. Еще одно упражнение применяется, если ребенок хорошо опирается на руки. Взрослый берет малыша за ножки и слегка приподнимает, подталкивая вперед, ребенок начинает переступать руками (выполняется осторожно, чтобы малыш не ударился головой).

Вопрос родителя:  Как можно улучшить внимание ребенка 3-х лет в домашних условиях?

Ответ специалиста: Внимание – познавательный процесс, основа для дальнейшего развития интеллекта малыша, поэтому хорошо, когда родители задумываются о его развитии.

Существует множество игр для развития внимания, вы можете выбирать то, что нравится вашему ребенку. Любое дело, в которое вовлечен ваш малыш, требует от него внимания и сосредоточения. Поэтому если непоседа любит технику – поручите ему нажимать на кнопку прибора: для этого ему надо будет подождать вашей команды, таким образом тренируя терпение и внимание. Дети, как правило, любят играть с сыпучими продуктами, поэтому малыш может высыпать из стакана муку или крупу, опять же ожидая разрешения.

Не забывайте, что при игре с ребенком родитель должен быть заинтересован и вовлечен – дети это очень чувствуют, пусть игра будет недолгой (5-10) минут, но без включенного телевизора и разговоров по телефону.

Для развития внимания можно использовать даже то время, когда вы идете в детский сад. “Кто первый увидит человека в капюшоне, собаку, кота, маму с коляской и т.д.?”, “Кто не наступит на лужицу, а перепрыгнет через нее?”. Каждый день можно придумывать новые задания, варианты зависят от вас и вашего воображения.

Вопрос родителя:  Моему ребенку 1,5 года и он не любит смотреть и слушать книжки. Что делать, чтобы он полюбил чтение?

Ответ специалиста: Для первого чтения малышу нужно подобрать правильные книжки – не с историями, а с большими яркими картинками. Обязательно учитывайте предпочтения ребенка: один любит зверюшек, а другой технику, соответственно выбирайте и тематику картинок. Уже после полугода младенец может рассматривать картинки около 3-х минут (конечно, вместе с мамой).

Малышу надо предлагать книжку в правильное время: чтобы не был голодным, уставшим, чтобы вокруг не было других интересных игрушек.

Читать коротенькие предложения надо эмоционально окрашено. Взрослый может подражать звукам животных или предметов, усиливать голосом то, что хочется прокомментировать. Если ребенок наотрез отказывается от книжки, не настаивайте, попробуйте в другой раз.

Не забывайте, что задача первого чтения – не образовательный процесс, а диалог с малышом, с помощью книжки родители и дети общаются, обмениваются положительными эмоциями. В этом случае вашему ребенку обязательно понравится чтение!

Вопрос родителя:  Моему ребенку 2 года. Он не показывает предметы на картинках, как его научить это делать?

Ответ специалиста: Как все в раннем возрасте нужно  начинать  с  простого, постепенно переходя к сложному. Каждый ребенок проходит длинный путь познания окружающего мира: сначала он узнает, как выглядит и звучит то, что его окружает, а затем – как называются окружающие его предметы.

Когда  на вопрос мамы: “Где мячик?” малыш с радостью бежит к игрушке, скорее всего, он и на картинке узнает “круглого  друга”. Следующий этап развития – ребенок выбирает из нескольких картинок нужную. Значение умения узнавать и отбирать нужные картинки очень важно, это обогащает опыт восприятия окружающего мира.  Обычно малыши в возрасте 2 лет уже владеют этим навыком, но если  ребенок испытывает затруднения, взрослый может ему помочь. Необходимо помнить, что на картинках должны быть изображены хорошо знакомые малышу предметы и лучше, если сама картинка достаточно крупного размера. Для начала достаточно двух картинок; когда ребенок научится выбирать из них, постепенно добавляются другие. Чтобы заинтересовать маленького непоседу, можно использовать не просто бумажные картинки, а изображения на липучке или наклейки.

Внимательный творческий взрослый всегда найдет то, что интересно малышу!

Вопрос родителя:  Моему сыну 2 года, как научить его различать величины: “большой” и “маленький”?

Ответ специалиста: Чаще всего знакомство с данными понятиями начинается тогда, когда мама обращает внимание малыша на размер предметов, которые его окружают: тарелки, чашки, ложки. Хорошо, если к названию величин добавляются интонации и жесты: на слово “большой” разводятся руки в стороны и понижается голос, на слово “маленький” руками изображается  маленький размер и говорится высоким голосом.

Еще можно поиграть в забавную игру, где маленький предмет прячется в ладошку, а большой  никак не спрятать.

Если малыш, на ваш взгляд, не очень успешно осваивает название величин, то не стоит прерывать  эти маленькие “уроки”.  Не  забывайте, что познавать размер  лучше на тех  предметах, которые отличаются только величиной, а доброжелательный настрой малыша является одним из главных условий успешности занятий!

Вопрос родителя:  Почему малыш разбрасывает игрушки и как его научить их убирать?

Ответ специалиста: Огромное количество пирамидок, машинок и куколок чаще всего не приносит той радости, на которую рассчитывают родители ребенка раннего возраста. Как правило, малыш получает новую игрушку, бросает на нее мимолетный взгляд – и вот она уже лежит на полу или в коробке.

Чем больше ярких вещей и игрушек, тем труднее ребенку справляться с этой массой зрительных стимулов, тем сложнее выбрать то, во что действительно хотелось бы поиграть. Количество игр не дает  возможность качественно играть в них. Многих детей надо учить, как играть с этой игрушкой, тут родитель выступает в роли обучающего – показывает способ игры. Слишком много предметов – очень большое воздействие на внимание малыша, ему сложно сосредоточиться на чем-то одном, из-за этого ребенок начинает совершать привычные действия (разбрасывает все игрушки и бегает среди этого многоцветного разнообразия).

Многие родители удивятся, но ребенку до 1,5 лет для качественной игры нужно не более 4-х игрушек в свободном доступе. Хорошо, когда каждая лежит в своем контейнере: ее можно легко вытащить, поиграть и убрать на место. Там, где детский шкафчик организован подобным образом, меньше сложностей с уборкой игрушек, ведь намного проще положить 1 вещь, чем огромное количество.

Понимание правил и порядка позволяет малышу ориентироваться без помощи другого человека. А ведь это и есть одна из главных родительских задач – вырастить самостоятельного человека, и хорошо, когда черты самостоятельности можно проявлять с самого раннего возраста.

Вопрос родителя: В каком возрасте можно начинать учить ребенка временам года?

Ответ специалиста: Для осознанного понимания времен года родителям стоит затронуть тему сезонов в возрасте 18-24 месяцев. При этом важно начать с самого простого.

Постепенно вводить такие понятия, как “тепло” и “холодно”, “пасмурно” и “солнечно”, “дождливо” и “сухо”. Перед выходом на улицу малышу во время сборов можно рассказать, почему сейчас нужно обуть резиновые сапожки, а не сандалии, зачем нужна шапочка и т.п. Использовать простые фразы: “наденем варежки, чтобы ручки не мерзли”, “возьмем с собой кепку или шляпку, чтобы голову не напекло” (эти фразы имеют свою ассоциативную силу, которая заложит фундамент для лучшего понимания погодных условий).

И, уже используя эту информацию, можно рассказывать ребенку о временах года, подкрепляя свои истории картинками, сказками, сезонными простыми играми и занятиями: “снежки” и “снежная баба”, “пускание корабликов по ручейкам”, “сбор букета из разноцветных листьев”, “наблюдение за одуванчиком” и “сдувание с одуванчика шапки”.

Таким образом, к 3-4 годам малыш будет иметь свой собственный опыт взаимодействия с окружающим миром. И можно будет приступать к уже более информативным рассказам о временах года, четко разграничивать сезоны, выявлять, определять их признаки и различия.

Вопрос родителя:
Во сколько лет ребенок должен уметь различать цвета и как его этому учить?

Ответ специалиста:
Считается, что малыш запоминает  названия цветов ближе к 2-м годам, а вот соотносит предметы одного цвета (красный к красному, синий к синему) уже после 1- ого года. Мама в играх и при чтении книг называет, какого цвета мячик, цветок, уточка. Желательно начинать с теплых цветов – красного и желтого, потом вводить синий и зеленый.

Если малыш ещё не очень разбирается в названиях, мама берет красный шарик (а у ребенка есть красный и, например, синий) и говорит: “Дай мне такой же”. При удачной попытке мама говорит: “Да, это такой же – красный”. Если малыш затрудняется, ему можно помочь, подсказать.

Желательно в ближайшее время и дни обращать внимание на все красное, не говоря о других цветах, тем более оттенках. Лучше постепенно вводить новые понятия и предметы, имеющие отношение к красному цвету. Например, мама говорит: “Сегодня красный закат” и показывает рукой в направлении горизонта или “Сегодня мы будем пить красный  компот из смородины” и наливает в чашку малыша компот из кастрюльки.

Вопрос родителя:
Моей дочери 3 года, она любит петь, танцевать и  не хочет учить буквы. Стоит записать её на развивающие занятия или как- то пробовать учить дома?

Ответ специалиста:
В 3 года ребенку совершенно не нужно знание букв.  Конечно,  играя, малыш  может интересоваться названиями букв и сам их запомнить. Но в раннем возрасте у ребенка совсем другие задачи развития: играть в сенсорные и двигательные игры, взаимодействовать с окружающими, слушать сказки и истории, самому перевоплощаться в сказочных героев. Если ваша дочь может посидеть и послушать сказку, рассматривает картинки, рисует и лепит из пластилина (важен сам процесс независимо от результата) – значит, у неё все в порядке со вниманием. Пусть ребенок поет и танцует, а время букв у девочки еще впереди.

Первые игрушки малыша

В этом видео специалист рассказывает о таких игрушках как: развивающий коврик, неваляшка, мякиш и каталки для детей, а так же об их пользе в развитии ребенка

Первые игрушки малыша

В этом видео мы вам расскажем о самых первых игрушках малыша – погремушках. Вы узнаете, какое значение имеет на развитие ребенка даже самая простая игрушка-погремушка.