Псковский областной центр семьи

СЕМЬЯ 60 

Сайт для родителей, воспитывающих особенных детей
Псковской области

г. Псков, пл. Ленина д.1. Телефон: 8 (8112) 66-37-49 E-mail: family-center@mail.ru

Консультации специалиста по реабилитационной работе

Вопрос родителя:  Моему ребенку порекомендовали заниматься ЛФК или адаптивной физкультурой. Что такое адаптивная физическая культура (АФК) и где можно посещать подобные занятия?

Ответ специалиста: Это физкультурные занятия, приспособленные к индивидуальным особенностям каждого конкретного ребенка. Некоторые родители предпочитают, чтобы с их ребенком занимались индивидуально. Однако опыт показывает, что ребенку, как правило, легче и полезнее заниматься вместе с другими детьми. Друг за другом дети повторяют и быстрее осваивают новые упражнения, в группе можно поиграть. При групповых занятиях ребенок испытывает меньшее психологическое напряжение, он может «укрыться» за спинами других ребят.

Известно, что занятия АФК способствуют не только развитию физических качеств и формированию новых двигательных навыков у детей, но и тренируют память, внимание, стимулируют речевую активность (развивают познавательные функции мозга). В Областном Центре семьи дети имеют возможность посещать программу «Лечебная хореография».

Вопрос родителя:
С чего нужно начинать закаливание у ребенка?

Ответ специалиста:
Прежде всего, необходимо  снять лишнюю одежду и обувь. Наступило жаркое лето и это надо учитывать при выходе на улицу.  Не забывайте, что пребывание на солнце должно быть ограничено утренними (с 9.00 до 11.00) и послеобеденными часами (с 17.00 до 19.00). Голова ребенка должна быть всегда покрыта легким головным убором.

Обязательно нужно уделить внимание и время  ходьбе босиком. Ведь это стимулирует рефлексогенные зоны на стопе, что дает мощный оздоровительный эффект.

Приучайте ребенка к купанию в реке, озере, море. Вода оказывает  закаливающий эффект. При организации купания  следите за тем, чтобы ребенок не переохладился. В жаркую погоду после купания достаточно просто посидеть на теплом песке, можно даже не укутываться в полотенце.

Играйте с ребенком в подвижные игры на песке. Это укрепляет мышцы стопы и является хорошей профилактикой плоскостопия. Бросайте в воду камешки, играйте на пляже в мяч, в саду или лесу, забирайтесь вместе на деревья!

Все это укрепляет мышечный тонус рук и ног, развивает глазомер, меткость, координацию движений и общую выносливость организма.

Вопрос родителя:
Моему ребенку 4 года, в детском саду после медицинской комиссии ему поставили диагноз: плоско-вальгусные стопы. Что это такое и как это исправить?

Ответ специалиста:
Плоско-вальгусные стопы характеризуются слабым связочным и мышечным тонусом внутреннего свода стопы. При этом они выглядят как бы заваленными вовнутрь, при этом внешний боковой свод стопы приподнят. Походка  ребенка становится неуклюжей, тяжелой. Ребенок при этом может быстро уставать и даже жаловаться на боли в ногах. Причины плоско-вальгусной установки стоп разнообразны. Чаще всего такая установка стоп у детей является  следствием  ранних неврологических нарушений.

В большинстве случаев такое нарушение корректируется, если регулярно и систематически заниматься с ребенком правильно подобранными упражнениями. Для этого нужно проконсультироваться у врача ЛФК, который подберет индивидуальный комплекс упражнений по лечебной физкультуре или порекомендует посещение каких-либо групповых занятий. В Областном Центре семьи такими занятиями являются группы по лечебной хореографии. Их посещают дети с 3,5 лет.

Для поддержания коррекции стоп после занятий дома полезно выполнять несложные упражнения и придерживаться простых правил: на полу сидеть только по-турецки, часто ходить по-медвежьи, на пяточках, катать стопами карандаши или палочки.

Вопрос от родителя:
Моему ребенку уже исполнился 1 год, а он еще не ходит самостоятельно. Значит ли это, что он отстает в физическом развитии?

Ответ специалиста:
Чтобы говорить о том, есть или нет  задержка развития, надо понаблюдать за тем, что умеет делать ваш ребенок.

  • Встает ли он на ножки?
  • Охотно ли он это делает?
  • Долго ли может постоять в кроватке или у опоры?
  • Умеет ли передвигаться вдоль опоры без сопровождения взрослого?
  • Умеет ли ходить лицом вперед?
  • Как вы его водите: за одну ручку или за две?

Традиционно считается, что в 10 мес. Ребенок умеет ходить при поддержке за 2 руки, в 11 мес. – за 1 ручку, к 1 году делает первые самостоятельные шаги. Врачи рекомендуют приобрести первые ботинки к первым шагам. Обувь стабилизирует голеностопный сустав и дает надежную твердую опору. Возможно, ношение обуви в домашних условиях поможет вашему малышу быстрее пойти.

В любом случае имеет смысл показать ребенка врачу ЛФК, который может определить наличие проблемы и найти способ её решения.