Псковский областной центр семьи

СЕМЬЯ 60 

Сайт для родителей, воспитывающих особенных детей
Псковской области

г. Псков, пл. Ленина д.1. Телефон: 8 (8112) 66-37-49 E-mail: family-center@mail.ru

Консультации специалиста по реабилитационной работе

Вопрос родителя: Моему ребенку 5 лет и он ревнует меня к своей новорожденной сестре. Как мне вести себя с ним?

Ответ специалиста: Можно понять малыша, который был единственным в семье и вдруг стал «братом». Все замечания – «не шуми», «не трогай» и т.д., а также искренние комплименты новорожденной – серьезное испытание для психики ребенка.  Мамина поддержка в этот момент просто необходима сыну. Хорошо, если семья позаботилась заранее и подарила ему подарок от имени сестры. Если нет, то это можно сделать в очередной месяц рождения малышки, со словами «Это тебе от твоей сестренки».

Достаньте фотографии ребенка в этом возрасте и покажите ему себя самого, отмечая важные вехи: «вот тебе 1 месяц», «вот ты научился сидеть» и т.д.  Расскажите понятным языком как развиваются малыши: сначала учатся держать голову, сидеть, потом стоять и т.д. Пообещайте, что чем дальше растет малыш, тем интереснее с ним будет и зовите старшего порадоваться успехам сестры: «смотри, она не умела держать игрушку в ручках, а теперь научилась», «она уже узнает тебя, улыбается!».

Давайте какие-то посильные интересные задания, например, принести игрушку и погреметь ей, прокатить коляску и т.д. Задания зависят от предпочтений ребенка.

Если есть помощники, то можно оставить малышку с ними, а родителям сходить с сыном в кино, на спектакль, на каток. И не стоит забывать хвалить его и отмечать его умения и старательность!

Вопрос родителя: У нас дома есть большой гимнастический мяч. Как его можно использовать для развития ребенка 2-х лет?

Ответ специалиста: Гимнастический мяч может быть полезен для двигательных игр с ребенком тогда, когда используется под присмотром взрослых, так как с него легко упасть. На мяче можно подпрыгивать, его можно толкать и катать, а для расслабления хорошо полежать на животе, обхватив мяч руками. Не стоит принуждать малыша выполнять упражнения, которые ему не нравятся. Специальные корригирующие занятия на мяче назначает врач ЛФК после осмотра.

Вопрос родителя: Моему ребенку 3 года, и он не любит мыть голову, все время скандалит и плачет. Как мне себя вести с ним?

Ответ специалиста: Дети часто не любят мыть голову, и для этого существует ряд причин. Это и повышенная чувствительность лица и кожи головы, и страх воды, и сам процесс купания. 

В любом из этих случаев игры с водой будут очень полезны – разные брызгания или поливания из кувшина. При повышенной кожной чувствительности родителям с детьми хорошо начать играть в игры, где присутствуют разные прикосновения к голове (те же самые прятки под тряпочками разной текстуры).

Очень важно предупреждать ребенка о действиях взрослого. Ребенок должен сам выбрать и температуру воды и иметь возможность контролировать процесс, то есть взрослый по команде малыша делает паузу, и затем, опять же по команде, продолжает.

Рядом с ванной можно положить маленькое полотенце, чтобы ребенок смог вытереть лицо, если возникнет такая потребность.

Сейчас существуют специальные козырьки и подставки для головы – всем этим можно пользоваться.

Внимательно относитесь к напору воды – он может быть слишком сильным. Также лучше спросить у ребенка, что ему больше нравится – ванна или душ, и прислушаться к его ответу.

Вопрос родителя: У моей дочери (4 года) появились странная привычка – ковыряние ногтей. Как отучить ее это делать?

Ответ специалиста:  У детей, которые испытывают беспокойство, чем-то встревожены, могут появиться навязчивые движения: кусать ногти, ковырять их, моргать глазами и т.д. 

Нужно проанализировать сложившуюся ситуацию и подумать, что так могло повлиять на психологическое состояние ребенка.  Можно поинтересоваться у самой девочки, бывает ли ей грустно и часто ли это происходит. Узнать у воспитателей как складываются отношения ребенка с детьми в дошкольном учреждении.

Для коррекции действий ребенка можно использовать различные методики: рисование красками своего настроения, проигрывание сложившихся трудностей ребенка с использованием игрушек.  

Ругать ребенка и запрещать ковырять ногти – не поможет. Если родителю сложно справиться с этим вопросом, нужно обратиться к детскому психологу, а в случае ухудшения ситуации – к неврологу.

Вопрос родителя: Какие упражнения ребенку нужно делать дома при вальгусной установке стоп?

Ответ специалиста: Вальгусная установка стоп характеризуется опущением внутреннего края стопы, при этом растянуты внутренние связки, ослаблены глубокие мышцы задней поверхности голени. Причинами этого нарушения являются чаще всего миатонический синдром и пирамидная недостаточность в ногах.

Упражнения, которые рекомендуется выполнять дома:

  1. Ходьба на носках и пятках (если ребенок ходит на носочках, то только на пятках);
  2. Ходьба на наружных краях стоп, пальцы согнуть (“мишка косолапый”, выполнять 1-2 мин.);
  3. Ходьба по палочке приставными шагами, причем палочка находится то под пятками, то под носочками;
  4. Ходьба по перевернутому желобу.

Также необходимо следить за тем, как ребенок сидит! Запрещенный сед: колени вовнутрь, стопы разведены (W). Рекомендуемые корригирующие седы: “по-турецки”; на полу или на стуле, колени разведены, стопы на полу подошвами друг к другу, опора на наружние края стоп.

Полезно ходить по гальке, камушкам, природному рельефу. Важно следить за обувью, которую носит ребенок: подошва должна быть прочной, пятка не должна заваливаться наружу.

При диагнозе “вальгусная установка стоп” лечебная гимнастика дома обязательна, так как главное условие успешной коррекции стоп – регулярность занятий.

Вопрос родителя: Какие игрушки помогают речевому развитию ребенка?

Ответ специалиста: 2-3 месячному малышу лучшей игрушкой для предречевого развития будет погремушка. Она учит его зрительному и слуховому сосредоточению, развивает моторику и просто веселит.

Для более старшего малыша всегда полезной игрушкой является мяч. Мячи могут быть разного диаметра и фактуры. Их можно ловить, кидать, толкать, катить. Эти игрушки развивают движение, что является одним из критериев речевого развития. Также к игрушкам для развития крупной моторики и координации относятся беговелы, велосипеды, батуты и самокаты.

Игрушки, устанавливающие коммуникацию в игровой форме – куклы на руку, кукольный театр.

Очень полезны для развития речи музыкальные игрушки и игрушки с вибрацией. Сюда же относятся инструменты для тренировки вдоха-выдоха: дудочка, губная гармошка.

Книжки, в том числе с наклейками, конструкторы, прищепки, волчок-все это развивает координацию, пространственные ощущения, моторику.

Необходимо помнить, что чем более многофункциональна игрушка, тем она полезнее (поэтому электронные, с кнопкой, для этой цели подходят мало).

И, конечно, общение со взрослым-это главное средство развития речи!

Вопрос родителя: Моему сыну 2,5 года. Перед сном я читаю ему сказку, а на следующий день он просит начать читать сначала. Что делать?

Ответ специалиста: Читайте то, что хочется ребенку, иначе он совсем может отказаться от чтения книг.

Скорее всего, в тексте сказки, которую вы озвучиваете, содержится то, что ребенку очень нравится – сюжет, описание, действия героев. Он сам попросит Вас читать дальше, когда этот отрывок  будет для него не актуальным.

А Вам можно поразмыслить, почему же именно эту сказку хочется слушать малышу: может быть, герой похож на ребенка и справляется с какими-то трудностями, или там описаны ситуации, в которые сам малыш не хотел бы попадать.

Чтение сказок часто имеет терапевтическое значение, недаром это один из методов коррекции нежелательного поведения.

Вопрос родителя: Моей дочке 1, 5 года, обязательно ли отдавать ребенка в детский сад?

Ответ специалиста: Лет 20 назад все дети, за очень редким исключением, ходили в детский сад. Сейчас ситуация немного другая – многие идут сразу в школу или вовсе остаются на семейном обучении. 

Если все в семье работают, то, скорее всего, вопрос о посещении детского сада не стоит, маме надо на работу. 

Детям дошкольного возраста важно и необходимо общение с другими детьми (не час-два на прогулке, а много) и условия для свободной ролевой игры. При большом количестве детей и наличии человека, который за детьми присматривает  можно запросто обойтись без детского сада. 

Основная цель детского сада – создать условия для игры со сверстниками, то есть сын или дочь должны проявлять интерес к этой игре. Обычно такой интерес появляется в районе трех лет, и, если он есть, то ребенок  будет хотеть ходить в садик, адаптация пройдет легче.

До этого возраста детям детский сад не нужен, но он может быть  необходим родителям.

Вопрос родителя:  Моему ребенку порекомендовали заниматься ЛФК или адаптивной физкультурой. Что такое адаптивная физическая культура (АФК) и где можно посещать подобные занятия?

Ответ специалиста: Это физкультурные занятия, приспособленные к индивидуальным особенностям каждого конкретного ребенка. Некоторые родители предпочитают, чтобы с их ребенком занимались индивидуально. Однако опыт показывает, что ребенку, как правило, легче и полезнее заниматься вместе с другими детьми. Друг за другом дети повторяют и быстрее осваивают новые упражнения, в группе можно поиграть. При групповых занятиях ребенок испытывает меньшее психологическое напряжение, он может «укрыться» за спинами других ребят.

Известно, что занятия АФК способствуют не только развитию физических качеств и формированию новых двигательных навыков у детей, но и тренируют память, внимание, стимулируют речевую активность (развивают познавательные функции мозга). В Областном Центре семьи дети имеют возможность посещать программу «Лечебная хореография».

Вопрос родителя: С чего нужно начинать закаливание у ребенка?

Ответ специалиста: Прежде всего, необходимо  снять лишнюю одежду и обувь. Наступило жаркое лето и это надо учитывать при выходе на улицу.  Не забывайте, что пребывание на солнце должно быть ограничено утренними (с 9.00 до 11.00) и послеобеденными часами (с 17.00 до 19.00). Голова ребенка должна быть всегда покрыта легким головным убором.

Обязательно нужно уделить внимание и время  ходьбе босиком. Ведь это стимулирует рефлексогенные зоны на стопе, что дает мощный оздоровительный эффект.

Приучайте ребенка к купанию в реке, озере, море. Вода оказывает  закаливающий эффект. При организации купания  следите за тем, чтобы ребенок не переохладился. В жаркую погоду после купания достаточно просто посидеть на теплом песке, можно даже не укутываться в полотенце.

Играйте с ребенком в подвижные игры на песке. Это укрепляет мышцы стопы и является хорошей профилактикой плоскостопия. Бросайте в воду камешки, играйте на пляже в мяч, в саду или лесу, забирайтесь вместе на деревья!

Все это укрепляет мышечный тонус рук и ног, развивает глазомер, меткость, координацию движений и общую выносливость организма.

Вопрос родителя:
Моему ребенку 4 года, в детском саду после медицинской комиссии ему поставили диагноз: плоско-вальгусные стопы. Что это такое и как это исправить?

Ответ специалиста:
Плоско-вальгусные стопы характеризуются слабым связочным и мышечным тонусом внутреннего свода стопы. При этом они выглядят как бы заваленными вовнутрь, при этом внешний боковой свод стопы приподнят. Походка  ребенка становится неуклюжей, тяжелой. Ребенок при этом может быстро уставать и даже жаловаться на боли в ногах. Причины плоско-вальгусной установки стоп разнообразны. Чаще всего такая установка стоп у детей является  следствием  ранних неврологических нарушений.

В большинстве случаев такое нарушение корректируется, если регулярно и систематически заниматься с ребенком правильно подобранными упражнениями. Для этого нужно проконсультироваться у врача ЛФК, который подберет индивидуальный комплекс упражнений по лечебной физкультуре или порекомендует посещение каких-либо групповых занятий. В Областном Центре семьи такими занятиями являются группы по лечебной хореографии. Их посещают дети с 3,5 лет.

Для поддержания коррекции стоп после занятий дома полезно выполнять несложные упражнения и придерживаться простых правил: на полу сидеть только по-турецки, часто ходить по-медвежьи, на пяточках, катать стопами карандаши или палочки.

Вопрос от родителя:
Моему ребенку уже исполнился 1 год, а он еще не ходит самостоятельно. Значит ли это, что он отстает в физическом развитии?

Ответ специалиста:
Чтобы говорить о том, есть или нет  задержка развития, надо понаблюдать за тем, что умеет делать ваш ребенок.

  • Встает ли он на ножки?
  • Охотно ли он это делает?
  • Долго ли может постоять в кроватке или у опоры?
  • Умеет ли передвигаться вдоль опоры без сопровождения взрослого?
  • Умеет ли ходить лицом вперед?
  • Как вы его водите: за одну ручку или за две?

Традиционно считается, что в 10 мес. Ребенок умеет ходить при поддержке за 2 руки, в 11 мес. – за 1 ручку, к 1 году делает первые самостоятельные шаги. Врачи рекомендуют приобрести первые ботинки к первым шагам. Обувь стабилизирует голеностопный сустав и дает надежную твердую опору. Возможно, ношение обуви в домашних условиях поможет вашему малышу быстрее пойти.

В любом случае имеет смысл показать ребенка врачу ЛФК, который может определить наличие проблемы и найти способ её решения.